Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Зум назначения». Презентация книги Ольги Балла «Пойманный свет: смысловые практики в книгах и текстах начала столетия» ([б. м.]: Издательские решения, 2020)

Ольга Балла. Личная карта ориентирования

28 июля «Культурная инициатива» пригласила литературное сообщество на презентацию книги «Пойманный свет. Смысловые практики в книгах и текстах начала столетия». Новинка вышла при участии «Литературного бюро Натальи Рубановой». Присутствовала на зум-встрече и сама Наталья — прозаик и драматург, редактор, литкритик и литературный агент, активный участник современного литературного процесса.

Послушать Ольгу Балла, побеседовать о литературе первых двух десятилетий XXI века собрались уже привыкшие видеть друг друга в квадратиках зума поклонники библиофила и библиофага, любители известного хештега #подлапу.

Ольга Балла рассказала о принципе, по которому она составляла книгу, систематизируя накопления своих текстов, опубликованных в периодике. Как архитектор задаёт направление взглядов, устанавливая статую в конце проспекта, так Ольга Балла управляет нашим вниманием, открывая перспективы размышлений: «Обживая пространство», «Сопротивляясь истории», «Изъясняя неизъяснимое», «Изумляясь человеку», «Соединяя разорванное», «Пересекая границы», «Упорствуя в смысле», «Собирая рассеянное». Именно так выглядят разделы оглавления книги, где принципиально стёрты градации между поэзией, прозой, нон-фикшн; жанры и виды искусств взяты вкупе, по единственному принципу: важно прочитать. Достойно внимания и любви.

Выражение «смысловые практики», употребленное в названии как пояснение к высшей степени поэтическому «Пойманный свет», возникло в процессе работы над книгой. Это всё, что связано с обживанием человеком мира, смысл как дом, в котором интересно всё, архитектура и дизайн, его провода и трубы, его устройство, его входы и выходы.

Речь идёт о том, как ведёт автор свое исследование мира и что происходит при этом с восприятием. Вслед за этими практиками приходит, становится возможным теоретизирование, оно следствие этих практик.

Ольга Балла рассказала о своей работе по  «космизации хаотического», о том, что система получилась открытой, созывающей на свои струны-направления новые тексты, оставшиеся за рамками этого сборника.

Собранные в семь частей, «пометки на полях» принципиально энигматичны: «Окликнутые Другим», «Неприрученное бытие», «С библиотекарями следует быть осторожнее», «Изумляясь человеку», «Между жанровых стульев» взывают к прочтению.

Прозвучали, конечно, и ознакомительные отрывки. Ольга выбрала заметки о поэтической книге Геннадия Каневского «Всем бортам» .: Белый ветер (Tango Whiskyman), 2019) и книге прозы Валерии Пустовой «Ода радости» .: Эксмо, 2019).

Зачитывая свою заметку о Геннадии Каневском, Ольга Балла выделила его стойкость в катастрофе познания, в ситуации, когда нет надежд и указатель обломан.

Бессменные ведущие встреч «Культурной инициативы» Данил Файзов и Юрий Цветков отметили, что особенность этого вечера — обилие вопросов. (На поэтических вечерах вопрос задают неохотно или не столь охотно.) Это вполне ожидаемо. Критик — априори провокатор, организатор дискуссий.

Вопрос о критике и её месте в современной литературной ситуации особенно актуален сейчас, когда премия «Неистовый Виссарион» вызвала оживленную полемику. Ольга Балла резюмировала все рассуждения воспоминанием-притчей Ольги Седаковой, рассказанной с тихой нежностью и внутренним светом: «Моя бабушка, когда ей говорили, что Бога нет, улыбалась: „А куда ж он делся?“ Вот так и с литературной критикой».

Вопрос о том, для кого пишет критик, тоже был поднят на встрече. Существуют критики для авторов, существуют критики, пишущие для читателей. Ольга совмещает в себе обе этих ипостаси, при полном отсутствии ориентированности на рыночный вес издания. Не только читатели с интересом читают Ольгу Балла и хотят разделить с ней радость чтения, но и авторам приятно читать её, чтобы порой по-новому взглянуть на собственные произведения и открыть что-то  , прежде не замеченное.

Говорили и о избранной автором форме «беглых летучих заметок на полях чужих книг» — прелесть и свобода.

Анализируя книгу Пустовой, Балла касается психологических особенностей фейсбуковых записей как особого вида коммуникации: фейсбук — «раскованность и самоконтроль». Сопоставляя книги травмы Валерии Пустовой и Анны Старобинец, Ольга Балла отметила принципиальную неоценочность своих заметок: «Не в том смысле, что кто-то  из них хуже, а кто-то  лучше, просто это разное устройство внимания». Именно это особое устройство внимания Ольги Балла привлекает читателя к её статьям: «Больше нравится всё живое, чем всё правильное».

Дмитрий Бавильский прислал свой отзыв, в котором он называет Ольгу Балла «экзистенциальным писателем, который ставит эксперименты на себе, как прививающий себе оспу. Балла делает это достоянием культуры. Это самый сложный и трудоёмкий путь в литературе, так как нет ему ни конца, ни края, ни формальных берегов». Мне очень близка метафора, использованная Дмитрием Бавильским, — чтение есть прививка. Я уверена, чтение — прививка чужого пережитого опыта.

Выступил московский поэт Геннадий Каневский, рассказал, как впервые пришёл на прежнюю работу к Ольге Балла в редакцию журнала «Знание — сила», располагавшуюся в районе Кожевнической улицы, упомянул любимый образ Ольги «сова, книжник, библиофаг», главный смысл существования которого — текст. Каневский подчеркнул, что важен независимый «критик со стороны глубины текста, а не маркетолог».

В конце встречи поэт Татьяна Милова подняла вопрос, нужна ли нам онтологически негативная критика: «Сейчас считается, что нужно писать либо хорошее, либо игнор». Ольга Балла подтвердила эту тенденцию, привела в пример только одно выступление Льва Оборина, когда он объяснил, почему некое произведение слабо. Критик в современной ситуации не может писать рецензии на слабые книги, просто потому что нет времени. «Конечно, иногда бывает искушение проанализировать слабую книгу. Но читать хочется хорошее, а времени мало».

Критик, который занимается тем, что интересно и важно, не есть ли образ просто счастливого человека?

Екатерина Белавина

онлайн 

17.08.2020, 1503 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru