Презентация книги Андрея Щербака-Жукова «Сказки для друзей, бывшие сказки для идиотов» (М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2019)
Ангелы, муфлоны и единороги
Чем больше узнаю людей, тем больше люблю животных.
Группа известных авторов
Кого только не было на сцене «Китайского лётчика Джао Да» за двадцать лет существования этого культового места, от попсы до панка, от зеленых старлеток до умудренных старцев. 11 марта в этом насыщенном культурном пространстве презентовал книгу самый настоящий поэт-анималист.
Свои выступления Андрей Щербак-Жуков любит предварять цитатой не то из Гейне, не то из Чехова о любви к братьям нашим меньшим. Его поэзия является зримым подтверждением этой искренней привязанности. Достаточно вспомнить знакомые всей литературной Москве стихотворения «Сайра и кайра», «Еноты-бегемоты» или, например, концептуальное стихотворение «Одиночество», которое с удовольствием рассказывают дети, а взрослые потом крепко задумываются:
Жил среди льдин
Тюлень один.
И тот тюлень…
Варил пельмень.
Спросил тюленя ламантин:
— А почему пельмень — один?
— Воскресный день —
готовить лень…
Один тюлень —
Один пельмень.
Правда, на этот раз Андрей Щербак-Жуков презентовал сборник, в котором прозы больше, чем поэзии. В книгу «Сказки для друзей, бывшие сказки для идиотов» вошли произведения разных лет. Среди прочих уже ставшие хитами «Грустная сказка о добром человеке и его машине времени», «Сказка о маленькой планете и сексуальной революции», «Сказка о самом-самом нелепом оборотне». В разделе «Стихи-сказки из жизни животных», посвященном любимой кошке писателя Алисе, опубликовано свежее стихотворение «Рождественское».
Где-то ангелы носились сквозь ночные дали,
А осел с быком стояли — тихо молча ждали.
Они первыми признали, встретили Его,
И с тех пор без них не мыслят люди Рождество.
Зверецентричный в поэзии и в прозе, Андрей не изменяет себе и в других искусствах. Не случайно на обложке сборника красуется единорог, школьный рисунок автора, а под обложкой читателя ждут его анималистичные иллюстрации.
«Я этот сборник давно подготовил. В нём все самые любимые истории… — говорит Андрей. — Потом рукопись несколько лет кочевала по издательствам. Что-то её не пускало. И вот, наконец, получилось».
Андрей читал гостям из сборника, а временами откладывал книгу и просто травил байки. С большим интересом были восприняты публикой сравнительно недавние, не вошедшие в сборник очерки «Читая Мирослава Немирова» и «Три байки про Геннадия Прашкевича».
Бурные аплодисменты сорвал рассказ «Про муфлона», московская быль об исчезновении из зоопарка горного барана, который обрел крылья, благодаря невежеству чиновников. Зато гости вечера, в самом деле, испытали приятную окрыленность от остроумных, тонких и в то же время удивительно не злых историй Андрея Щербака-Жукова. Редкая для современной прозы умеренная сентиментальность, живущая в произведениях Андрея, является не столько отточенным авторским методом, сколько фундаментальный жизненной философией писателя.
По жизни Щербак-Жуков — созерцатель, черта, свойственная писателю. Достаточно вспомнить историю про то, как во время поездки в Мюнхен он отказался от обзорной экскурсии, чтобы посидеть на берегу реки Изар, потрогать воду и покормить гусей. В совместной работе над рассказами и сценариями он всегда встаёт на сторону героев, старается спасти всех, и положительных, и отрицательных персонажей, часто в ущерб сюжету. Может быть, этот тихий бунт человечности против торжествующего рацио и привлекает на вечера Андрея Щербака-Жукова такое количество благодарных слушателей.
Николай Калиниченко
Китайский летчик
08.08.2019, 1924 просмотра.