Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Анастасии Векшиной «Радио рай» (М.: Книжное обозрение; АРГО-РИСК, 2018)

Фотографии в стихах

Когда я узнаю о том, что тот или иной матч «Спартака» совпадает по времени с каким-либо другим интересным мероприятием, на котором мне тоже хотелось бы присутствовать, у меня как у болельщика красно-белых в третьем поколении начинают возникать мысли, что было бы неплохо себя клонировать, чтобы всюду успеть. Но в предпоследнее сентябрьское воскресенье всё было иначе: у меня не возникло даже малейших сомнений, куда пойти — на матч, между прочим, с ЦСКА (а такие игры всегда относятся к разряду ключевых) или на презентацию книги Насти Векшиной — нехарактерная для меня ситуация, но факт остаётся фактом — внутренний голос говорил о том, что определённо стоит идти именно на презентацию — ожидается интересное и атмосферное действо. Так и получилось.

В различных клубах я появляюсь довольно часто, но вот в «Даче на Покровке» побывал впервые. Переулочки Китай-города, куда до сих пор каким-то чудом не добралась (и, надеюсь, в обозримой перспективе не доберётся) столичная суета, я уже давно считаю одним из своих любимых мест в Москве (особенно приятно прогуливаться здесь тёплыми вечерами). Теперь появился ещё один весомый аргумент — удивительно уютная «Дача». Едва ли можно найти более подходящее место для поэтических вечеров.

Вот все в сборе (а зрителей собралось немало — довольно просторный зал, интерьер которого полностью соответствовал старой московской гостиной, всех желающих вместил с трудом), небольшую вступительную речь произнёс Юрий Цветков — и слово предоставляется главному действующему лицу, Насте Векшиной. За Настиным творчеством я слежу уже достаточно давно, поэтому выхода новой книги ждал с особым интересом. Впечатление о новом материале у меня формировалось постепенно — во-первых, слушал Настю на презентации рукописи в «Жан-Жаке», во-вторых, слушал стихи опять же в авторском исполнении на презентации теперь уже книги, и в-третьих, затем перечитал сам — кстати, время для чтения выбрал, считаю, весьма удачное — тихий октябрьский вечер, закатное солнце освещает комнату приятным спокойным светом — такая обстановка явно способствует концентрации и погружению в атмосферу этих стихов.

А атмосфера у них действительно своеобразная и завораживающая. Временами кажется, что ты просматриваешь фотоальбом с различными сюжетами, городскими и загородными, нашими и заграничными, только вместо фотографий — стихи. Это впечатление складывается по той простой причине, что стихи Насти содержат в большом количестве чёткое описание конкретных ситуаций, уличной обстановки, городов, районов, домов, в которых разворачивается действие: «…эмигрантский район, детский сад, футбольное поле…», «…под косяками оторванными на растопку обнаруживаются вклейки из немецких газет 1923 года».

Причём некоторые факты даны просто с поразительной точностью:

в пять ноль одну отправляется поезд со станции Метелен
в пять ноль две метеорит пролетает над головой

                   («польское радио испанское радио Белград…»)

А кое-где присутствуют и такие нюансы, на которые вообще едва ли кто-то обратит внимание. Например, описание того, в каких именно направлениях покатились выпавшие из рук яблоки:

вот у кого-то яблоки, источают запах,
авоська открыта, валятся, выпадают из рук —
и покатились. одно на север, одно на запад,
два на восток, а остальные на юг

                   («Иногда не хватает такого…»)

Самое интересное, что при таком обилии фактов абсолютно не возникает ощущения перегруженности этими фактами — настолько органично они встроены в конструкцию стихотворений. Действительно — как будто просматриваешь фотоальбом — перед глазами сразу формируются чёткие сюжеты — вот подмосковная электричка, несущая пассажиров сквозь осень, а вот уютные европейские улочки. Везде своя жизнь, везде свои проблемы и радости.

С одной стороны, автор задаётся вопросами:

* * *

кто возьмётся описывать
эти запылённые баночки
пузырьки просроченные ещё в прошлом веке

…кто возьмётся описывать нас пока мы моемся в душе
пока мы закрыли глаза и поём свои песни

С другой стороны – сам же на эти вопросы и отвечает:

* * *

не выпадай, не выпадай
жизнь здесь а не где-то там

В самом деле, можно жить как бы по касательной, не погружаясь в окружающую обстановку, не чувствуя её, но в таком случае мы из жизни выпадаем. А жизнь как раз и состоит из деталей — их можно рассматривать как атомы, каждый из которых сам по себе может показаться вроде бы несущественным, но из них в совокупности и складывается наше существование. И только настоящий художник способен это осознать и погрузиться.

Многие ситуации рассматриваются автором не статически, а в динамике, подчёркивая важность и сложность фактора времени. В конце концов, жизнь — это не конечная точка. Жизнь — это процесс. Сменяют друг друга времена и эпохи:

* * *

На месте сгоревшей кассы
выросли красные маки…

Мы живём в мире, который постоянно и быстро меняется — это неизбежно, но мы никогда не должны забывать о своих корнях — и всё то, что нам дорого, обязательно сохранится, если не в реальной жизни, то в небесных архивах:

вот мы едем куда-то вместе, а вот мы расстались
вот состарились, но все лучшие фотографии сохранились
в небесной базе
в небесном архиве кто их листает
Тот бесконечно счастлив тот бесконечно молод…

          («вот деревянная лестница дверь открыта и солнце…»)

Здесь я вижу явную аналогию с моим собственным стихотворением, которое так и называется — «Сохранить»:

Даже в условиях антиутопии
Наши архивы уже не сотрутся:
Прожитой жизни резервные копии
Не на земле — в облаках остаются.

И, конечно, нельзя не отметить глубокий смысл названия книги — «Радио рай». Трактовать его можно по-разному. На банкете после презентации (кстати, удивительно вкусные угощения в «Даче на Покровке» заслуживают отдельного внимания) Данил Файзов сказал, что в этом названии он видит сочетание чего-то земного, символом которого является радио, перегруженное шумами, и чего-то явно небесного — «рай». С одной стороны, эти два полюса находятся в противоречии, с другой — взаимно дополняют друг друга, формируя общую картину мировосприятия и обеспечивая передачу и сохранение важной информации в неких небесных (облачных) материях, о чём было сказано выше.

При этом собственно автор воспринимает эту радиостанцию как источник жизненной энергии, которая требуется каждому из нас для ежедневной подзарядки, и как опору, которая позволяет нам не терять равновесие в трудную минуту:

всем кто в библиотеке на море в плену кому тяжело
включайте и слушайте загадочно как поют
радио рай излучает своё тепло
радио рай обещает вечный уют

<…>

radioparadise.com молится за меня

          («много сижу и смотрю или слушаю радио рай»)

Дай Бог, чтобы такая поддержка и опора была у каждого из нас.

Григорий Шерстнев

Дача на Покровке 

10.02.2019, 2080 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru