Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Полюса». Вадим Банников – Андрей Черкасов

Между концептами и автописьмом

В музее-квартире А. Н. Толстого прошёл вечер из цикла «Полюса» с участием Вадима Банникова и Андрея Черкасова.

Они сошлись — не лёд и пламень, конечно же. И даже не до конца полюса, ведь они одного поля поэты. Но чем дальше шёл вечер, тем становилось понятнее — отличий у них больше, чем сходств.

Упорядоченную Арктику Черкасова с (полу)безумной Антарктикой Банникова свела «Культурная инициатива». «„Полюса“ — наша визитная карточка, — напомнил ведущий вечера Юрий Цветков, — с него и началась „КИ“». Тогда, 12 января 2004 года, гости вечера в кафе-клубе «ПирОГИ на Никольской» соприкоснулись с текстами Максима Амелина и Дмитрия Воденникова. В отчёте о тех давешних чтениях Людмила Вязмитинова подчеркнула, что «налаживать „мостики“ между пространствами „полюсов“» стоит «по пути сравнения между <…> „архаистами“ и „новаторами“, поэтики которых сохраняют <…> способность к диалогу»[1]. Диалог между текстами Черкасова и Банникова отыскать при желании возможно (актуальная поэзия, интеллектуальный текст, склонность к проектам/концептам), но куда интереснее оказались различия, которые образно, а оттого наглядно, обозначил прозаик и издатель Сергей Соколовский.

Полярность Банникова и Черкасова, — не сомневается Соколовский (и не сомневаемся мы), — в способе производства, в механизме встраивания текстов в культурное пространство. Если Вадим производит декларированно избыточный текстовый массив (подобная избыточность исключает саму возможность полноценной читательской рецепции), то у Андрея — напротив, много лет прослеживается тенденция (особенно в его знаменитых блэкаутах) к последовательному вычитанию текста из реальности (что, на мой взгляд, спорно, учитывая три вышедшие книги Черкасова в 2018 году: два сборника-концепта и вполне себе «произведённая» книга).

Однако всё смешалось в доме Толстого, и когда начались стихи, выяснилось, что тенденцию к отсутствию вербального производства показал Вадим Банников, устроивший на своём полюсе «стендап-шоу» с редким вкраплением текстов. Банников, как известно, читает за четверых, а пишет за семерых — и в его собрании сочинений уже сейчас (а автору всего 34) несколько тысяч текстов. Выбрать из лично написанной библиотеки подборку всего-то на полчаса, — непросто. Поэтому Вадим попросил помощь зала — по названным зрителями произвольным словам он искал стихи, в которых эти слова встречаются. А затем читал некоторые из них. Впрочем, даже такой фильтр помогал не всегда. Так, со словом «радость» у главного поэтического спамера России нашлось 200 текстов (неужели с начала года, — недоумевали зрители), со словом «телефон» — 150. (Словарь Банникова выдержал испытания — в его текстах нашлись ВСЕ названные аудиторией слова, кроме фамилий некоторых зрителей.)

Несмотря на долю шутки, тексты Банникова, а точнее его стратегию (я её называю «стратегия спама») следует воспринимать всерьёз, потому что перед нами — социокультурное явление, аналогов которому среди ныне пишущих поэтов нет. Неслучайно и появление Вадима в качестве автора номера в свежем «Воздухе» (№ 37 / 2018) — и попытки (скорее спорные, когда анализируется поэтическое вещество, и скорее успешные, когда речь идёт о явлении) проанализировать его «метод постижения поэзии»[2].

Андрей Черкасов выступил банниковским антиподом. Он предложил зрителям проследить, как автор растворяется в тексте, а явленный голос замещается сонмом неявленных голосов. В первой части выступления (поэты читали три раза по десять минут) Черкасов прочёл стихи из недавно вышедшего сборника «Обстоятельства вне контроля» — короткие, чуткие, внимательнее, состоящие из всего того, что «можно обнаружить в повседневности»[3]. Оригинальную лирику Черкасова, конечно, нужно слушать внимательно, с прививкой от наносной иронии, потому что поэт-художник серьёзен, как серьёзен видящий человек, селектор, выводящий новый мир из аляповатых красок и белого шума. Во второй десятиминутке Андрей разрушил это ощущение (в этом виделся концепт), предложив дискретный машинный (вот она, смерть автора) эпос. Черкасов зачитал несколько фрагментов из поэмы, вошедшей в также прошлогодний сборник «Метод от собак игрокам, шторы цвета устройств, наука острова». И если здесь ещё говорила машина-автор, то третий блок, дискретный же текст (поэма? цикл?) «хороший день», впервые прочитанный на публике, распадался на несвязанные до этого (и связанные фактом появления текста) голоса.

А затем настало время ответов на вопросы. «Полюса», по задумке организаторов, настолько далеки друг от друга, что с места спрашивать поэтов — дело неблагодарное, не услышат. Поэтому в течение всех трёх кругов чтений Данил Файзов обходил зал с подносом, предлагая гостям чистые листочки и забирая грязные — с вопросами. Самый главный написал Данила Давыдов, в двухсотый, кажется, раз. С 2004 года он предлагает участникам «Полюсов» ответить, в чём — на их взгляд — заключается их полюсность, чем они различны (и даже когда Данилы Михайловича нет в зале, вопрос от него старательно пишут организаторы). Банников признался в наличии заморочек «вроде автоматического письма» (20 текстов в день — это норма, точнее, идеал; а если меньше, то работу с языком поэт почувствовать не может и считает, что недоработал). А Черкасов резюмировал, что если в его текстах всегда есть чёткие основания, от которых можно отталкиваться при письме или анализе, то у Вадима с его хаотическим (и замечательным в этой хаотичности) письмом их нет.

Были и другие вопросы разной степени вменяемости. И ответы (или неответы) участников. А финальной точкой стала coda — текст, который ещё больше подчеркнул разность схожих, но индивидуальных поэтик Андрея Черкасова (он прочёл блэкаут из сборника «Ветер по частям») и Вадима Банникова (на этот раз он выбрал текст без помощи зрителей — и в этом было его — если вспомнить Лорку — освобождение).

Владимир Коркунов

фото автора




ПолюсаМузей-квартира А. Н. Толстого 

19.01.2019, 3115 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru