Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Полюса». Дмитрий Плахов – Сергей Ташевский

Пересекая экватор

Литературный сезон 2016/2017 закрывался по-летнему неторопливо. Обозначить паузу в мероприятиях «Культурной инициативы» удалось лишь к середине августа, хотя уже на 25-е было намечено событие, открывающее новый сезон — вечер из цикла «Полюса». Но именно в этой паузе следящие за литературной жизнью в столице смогли расслышать ответ на вопрос, который не без едкой усмешки над организаторами они задавали друг другу чуть ли не на каждом рауте «неформального общения». А именно, кто же выступит очередными «полюсами» на самом известном проекте «Культурной инициативы», который продолжается уже 13 лет и участие в котором, казалось бы, приняли представители практически всей московской, да и не только, поэтической среды. Но два имени, прозвучавшие в анонсе мероприятия, и в самом деле обозначили двух очевидных оппонентов и в очередной раз создали приятную интригу. Дмитрий Плахов и Сергей Ташевский. Сергей Ташевский и Дмитрий Плахов. Наконец-то!

Медиафон к предстоящей встрече был под стать. Хайп вокруг рэп-баттлов, внезапно прорвавшихся из наркотическо-подросткового андеграунда десятилетней давности в масскультурное информационное пространство, еще не утих. «Полюса» с участием «брутального» Плахова и Ташевского, которой еще во времена ранней «Периферии» (авторского интернет-журнала, основанного в 1999 году и ставшего сегодня одной из самых живучих литературных площадок в сети) вспахивал поля русского рэпа, должны были стать образцовым поэтическим ристалищем, баттлом par excellence. При этом выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х», в рамках которой проводились «Полюса», обещала присутствующим чуть ли не «ламповое звучание» стихов на предстоящей встрече. С одной стороны — Дмитрий Плахов, чья поэтика впитала в себя все прелести и соблазны «лихих 90-х», саму манеру столичного поэтического эпатажа. С другой — Сергей Ташевский, не слишком поощряющий публику частыми выступлениями, хорошо известный, но мало знакомый широкой аудитории издатель и соавтор культового альманаха 90-х «Твердый Знакъ», представитель полуподпольной поэтической группировки «Общество Вольных Кастоправов». Для любого драматурга встреча этих двоих — уже сюжет.

Однако, вопреки логике успешного голливудского блокбастера, где катарсису предшествует раскрывающее сюжет и героев повествование, с самого начала встречи, которая состоялась в Доме И. С. Остроухова в Трубниках, все пошло без оглядки на ожидания собравшихся. Собственно, трехчастная структура «Полюсов» позволила авторам последовательно, с перерывами на перекур, разрушить все сформировавшиеся к этому вечеру шаблоны.

Уже во вступительном слове участники признались, что никакой полюсности особо между собой не ощущают. Что еще больше обескуражило собравшихся, так это то, что прозвучавшие в первом акте стихи и впрямь выдавали в них если не давних знакомых, то как минимум соратников. Разумеется, единство внутри поэзии, внутри ее вызовов и задач — штука трудно уловимая для формулировок, когда совершенно по-разному звучащие строки вдруг свидетельствуют об одном и том же, когда момент узнавания выходит на передний план. Озвученные Ташевским стихи, некоторые из них были опубликованы еще в первом номере «Твердого знака» (1991 год), и стихи, которыми Плахов вроде бы ни разу не делился на публике, обнаруживали их со всей очевидностью. И тот, и другой — по одну сторону баррикад. Все, что оказалось по другую сторону — не заслуживает внимания.

Плахов:

раствори бирюзовые дали
в акварели окна
сколько всякой херни повидали
сколько съели говна…

(height)


и тут же

Ташевский:

В одной материи убогой,
Не повторяющей движенья,
По переходам и дорогам
Они идут к преображенью…

(Глухие, поющие в подземном переходе)

Возникший эффект поэтической синхронности, казалось бы, совсем разных людей обещал дальнейшую интригу, но и после перекура гостей ждал очередной «взрыв мозга».

Дело в том, что завсегдатаи поэтических салонов с участием Дмитрия Плахова привыкли, что перед ними будет читать стихи «альфа-самец» столичной литтусовки, в меру эпатажный, но бескомпромиссный сторонник эротизма на грани порно, грязных городских сюжетов и сцен в духе раннего Тарантино или даже Сорокина. А Сергей Ташевский, напротив, представит поэзию, сотканную из немого кино, джаза, «медленного огня» с внезапными всполохами чувственного надрыва классической музы. Во второй части вечера слушателям пришлось не без удовольствия усвоить очевидное — привычные образы оказались как минимум излишне поверхностными, по какой-то замыленности столичного сознания въевшись в память как образы самих поэтов. Чуть глубже/позже оказалось, что утонченная лирика удается Плахову ничуть не хуже, чем Ташевскому — бескомпромиссный напор позиционных текстов.

Плахов:

звучит над парком мендельсон
над сквером ференц лист
любовь похожая на сон
а сон похож на лист…

(Bolero)

Ташевский:

* * *

Я сдохну, как собака,
Ошейник потеряв
На жирной клумбе мака —
В халяве из халяв…

Перед слушателями «Полюсов» читали два многогранных поэта, каждый из которых, без какого-либо соперничества, гармонично себя чувствовал в контекстах другого.

Разумеется, к третьей части поэтического вечера публика уже не ждала ничего, кроме поэзии, очищенной от собственных предрассудков. На этом фоне и «Троянский цикл» Сергея Ташевского, и «Маршалы» Дмитрия Плахова прозвучали как надо, без преград проникая в самое сердце/во все чувствительные к вдохновенному слову телесные и душевные приемники.

Со стороны могло показаться, что «Полюса» не выдержали собственного формата, сталкивающего противоположности, когда Ташевский и Плахов чуть ли не начали подпевать друг другу знакомые по публикациям и выступлениям тексты. Но только на первый взгляд. Для тех, кто был свидетелем этой встречи, «игровой» дуализм уступил место куда более полной и цельной картинке самого проекта «Полюса». Когда между крайностями проявляется единство, когда граница становится местом встречи, когда самая разная поэзия обнаруживает общий язык и универсум человеческой участи. В этой системе координат полярными оказываются только наши собственные взгляды, ярлыки, схемы, которыми так удобно оперировать в повседневной текучке. Но поэзия, к счастью, справляется с ними легко.

Алексей Яковлев

Дом И.С. ОстроуховаЛитературная Атлантида 

01.09.2017, 496 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ ФC77-58606 от 14 июля 2014
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru