Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

32-е Жан-Жаковские чтения. Александр Курбатов

Концерт Курбатова без оркестра

Нынешней весной или в начале лета — по прошествии некоторого времени эти сезоны слились в какую-то неразличимую липко-холодную массу, — состоялся тёплый и в целом замечательный вечер Александра Курбатова в кафе «Жан-Жак» на Никитском бульваре.

Те, кто бывал на выступлениях Курбатова или хотя бы видел в записи, знают, что их действительно без преувеличения можно назвать концертами: большая часть его стихов это песни собственного сочинения, которые пропеваются, или мелодекламируются. В значительной степени успех Курбатова  успех не малый — уже после выступления в  «Жан-Жаке» он в очередной раз стал победителем Московского поэтического слэма) обусловлен именно его исполнительской манерой. Это характерно для поэтов-слэмовиков, скажем, тексты Таш Грановски, если вы будете их просто читать с листа, покажутся вам довольно невыразительными (при всей моей любви и уважении к этому автору), но посмотрите, как те же самые тексты преображаются в авторском исполнении, какими красками они играют, какой жизнью наполняются.

С Курбатовым всё несколько иначе. Да, его успех — успех человека умеющего исполнять свои тексты, умеющего их преподнести, показать с лучших сторон, но и когда читаешь их с листа, они не теряют обаяния. Я давно, простите за эту казенную фразу, слежу за его творчеством, может быть, я был вторым человеком (после прекрасного Мирослава Немирова), который понял, что это сильнейший автор. Во всяком случае, я был одним из первых, кто начал о нём писать, и уже тогда в его публикациях в жж была видна сила автора. То что я тогда это заметил — не моя заслуга, мне просто повезло. К чему я веду: при несомненной силе текстов, Курбатов до сих пор практически не издан. Единственная его книга (если не считать совсем уж раритетным, хотя от этого и не менее важных книг Виктора Гоппе) — изданные крошечным тиражом мемуары о временах учёбы в МГУ «Про Шуру Руденко…», а ведь Александр в первую очередь поэт. Нет у него, кажется, и ни одной публикации в толстом литературном журнале. Если что-то  ярче может охарактеризовать фатальную неполноту, фатальное несоответствие сегодняшнего издательского процесса и литературной жизни, то я не представляю, что именно. При этом Курбатов человек, чей талант ценится самыми разными группами и прослойками московских литераторов, от соратников по  «Осумбезу» или ветеранов неподцензурной литературы, до авторов тех же толстых литературных журналов. Мало кто ещё из старых осумбезовцев мог бы выступить вместе с Еленой Дорогавцевой в проекте «Полюса» и при этом так, что бы с одной стороны это действительно были полюса, а с другой стороны, сосуществование авторов на одной сцене не казалось попыткой приправить борщ мандаринами. Собрание в  «Жан-Жаке» тоже демонстрировало эту разнообразность поклонников таланта Курбатова: пришли и завсегдатаи его пешеходных экскурсий, и, сколь помню, представители «Независимой газеты» и друзья Александра по МГУ, и, наконец, настоящий мастодонт поэтического слэма, безусловно достойный отдельного упоминания — Аркадий Штыпель.

В общем, Курбатов — самый неиздаваемый из известных московских поэтов и самый известный из неиздаваемых. Знакомиться с его творчеством приходится сейчас в первую очередь по живым выступлениям. Ну что же, это тоже неплохой способ для знакомства, хотя конечно, площадка «Жан-Жака» всё-таки маловата для такого автора.

Курбатов исполнил разные свои произведения, открыл вечер хитовой «Колыбельной» ( «как Алёнушка с Иванушкой»), потом читал менее известные тексты и, наконец, в финале, по настоянию публики, выдал целую обойму шлягеров, вроде «…войска мокрых птиц». Когда слушаешь раз от раза краткие слэмовые выступление или читаешь одно-два стихотворения в фейсбуке как-то  сложно осознать насколько у Курбатова много таких мощнейших текстов. При этом даже из них Александр прочёл далеко не всё, скажем, не позвучал на вечере сильный текст «Крапива» ( «Живёшь, как будто срёшь в крапиве»), очень смешной и печальный, но действительно не слишком подходящий для исполнения в местах, предназначенных для общественного питания, каким всё-таки является «Жан-Жак».

Как бы то ни было, вступление состоялось, а публикации, ну что же, может быть, когда-нибудь .

Юрий Угольников

Жан-Жак 

31.05.2017, 1347 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru