Последняя на данный момент презентация журнала «Воздух» под бессменной редакцией Дмитрия Кузьмина прошла в клубе «Вермель» и сейчас, по прошествии некоторого времени, без риска переоценки можно сказать, что она стала ярким явлением московской поэтической жизни. Представление сразу двух номеров, второй из которых к тому же сдвоенный — массированное и разнородное высказывание, собранное в едином пространстве. Мне это напомнило запас воздуха для технического дайвера — они отличаются от обычных аквалангистов, которых мы привыкли представлять, эти люди обвешаны дополнительными баллонами, благодаря которым могут погружаться значительно глубже и находиться под водой существенно дольше обычного. Вот своего рода порция новых смыслов на неопределённо продолжительное время и была предъявлена читающей и слушающей публике на Раушской набережной. Пришедшие вовремя заняли вермелевские диваны и не пожалели об этом: вскоре после начала зал оказался набит сидящими и стоящими людьми до отказа — нечастое явление для поэтических мероприятий.
Героями первой части стали главные поэты обоих номеров — Андрей Родионов (также знакомый публике как актёр и режиссёр) и Наталия Азарова (равно известная как учёный). Насколько своеобразные, настолько и непохожие авторы. Цикл стихотворений Родионова «Нить» — вполне цельный дневник событий, происходивших в 2015–2016 годах, через личное преломление. Это всё то же поэтическое социальное, упакованное в доступные восьмистишия — по одному на день, фиксация и переработка событий на макро- и микроуровне, где нашлось место многому: смерть близких, семья, литература, акционизм, политика, Москва, Пермь.
Следующие участники образовали отдельную группу поэтов и критиков в одном лице, так получилось, что в сдвоенном номере соседствуют Илья Кукулин, Данила Давыдов и Лев Оборин. Литературная критика может предполагать соответствующий взгляд на мироустройство в рамках художественного текста, а может и не предполагать. В подборках, куда вошли прозвучавшие стихи, присутствуют обе стратегии: помноженные на восприятие дальнего и не очень прошлого (Кукулин), условного настоящего (Давыдов) и вневременного (Оборин). Новый лауреат премии Аркадия Драгомощенко и тоже занимающийся критикой молодой поэт Екатерина Захаркив прочла свои стихотворения. Влияние того же Драгомощенко в её творчестве кажется сильным, но и оригинальные ходы можно проследить. Самый молодой поэт и пока ещё не лауреат никаких премий —
Вторая часть вечера была посвящена поэтической прозе и оказалась представлена одним автором — Марианной Гейде. Обращение к этому жанру для Гейде не является
Помимо выступавших в клубе присутствовали авторы критики и отзывов обоих номеров: Кирилл Корчагин, Николай Звягинцев, Геннадий Каневский, Мария Малиновская, неоднократно публиковавшиеся в предыдущих выпусках Андрей Черкасов и Дмитрий Данилов (
Напоследок необходимо сказать о месте проведения. Презентация состоялась в действующем столичном клубе со своей историей, недавно уже опробованном «Культурной инициативой» как литературная площадка. При всём уважении к привычным поэтическим центрам, включая библиотеки и редакции, комфортная атмосфера «Вермеля» с баром весьма живо контрастировала с сухой во всех смыслах академичностью традиционных площадок, да и некоторых клубов тоже (порой и официантка отвлекалась от своих обязанностей, слушая поэзию). По окончании многие остались, продолжив общаться неформально, благо пространство не надо освобождать к определённому времени, как оно бывает. Гармоничное слияние формы и содержания налицо. Что если действующие лица соберутся в следующий раз по данному поводу, например, здесь. «Вам повторить?» Ответ утвердительный.
Иван Стариков
23.12.2016, 1305 просмотров.