Как известно, поэтических вечеров в нынешней Москве хоть отбавляй. Чуть ли не каждый день
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что на вечер Алексея Цветкова пришли как раз потому что хотелось, потому что интересно.
Уж не знаю, «какой ценой купил он право, возможность или благодать о всем так мудро и лукаво»
Цветков из тех поэтов, которые не пытаются завоевать расположение публики, так сказать, внестиховыми способами: он не рассказывает историй или анекдотов между стихами, ничего не комментирует и не объясняет. Просто читает стихи, не наизусть (в чем была бы хоть
В конце вечера выступающему задали несколько вопросов. Поэт отвечал на них кратко, явно без большой охоты и без всякой фанаберии. Особой радости от своего центрального положения он, похоже, не испытывал. В общем, главным и, в сущности, единственным подлинным содержанием вечера были именно стихи.
С моей точки зрения стихи Цветкова одинаково хорошо воспринимаются и тогда, когда они в виде молчаливых букв существуют на бумаге/экране и тогда, когда их читают вслух. Между прочим, такое не часто бывает и, безусловно, свидетельствует о качестве.
Естественно, на вечере все пришедшие получили счастливую возможность понять, что там «царапалось, боролось» непосредственно с авторского голоса.
Стихи Цветкова, как и сам Цветков — сгустки энергии. Причем такой энергии, которую нельзя игнорировать, она действует независимо от того, нравятся тебе или нет поэтика автора, его мироощущение и, наконец, мировоззрение, которое эти стихи транслируют.
К этим стихам можно относиться с большим или меньшим пиететом, с восторгом или без восторга, но невозможно,
был в хлам в стратосфере, но ближе к снижению ожил
в центральную рысью и груз на ура растаможил
врачуя похмелье в гостинице выпил с одним
и вышел на двор и пустая страна перед ним
он видит безлюдье на ржавой земле ни травинки
латунное небо с бесплатным набором планет
с ворот космодрома где створок снесло половинки
слепое табло извещает что вылетов нет
(пиктограммы)
Скажу чуть менее очевидную мысль и оттого, может быть, более путаную. Есть стихи (говорю о современных стихах), которые тебе вроде бы нравятся, то есть ты думаешь, что они тебе нравятся, но в глубине, на
Мне показалось, что стихи, звучавшие на вечере в «Даче на Покровке», победили и убедили и тех, кто взыскует большей простоты, и тех, кому, возможно, не хватает некой новой сложности. Победили ничем иным как наличием в них искусства. И тут короткое пояснение: говоря «искусство» я не имею в виду версификаторскую находчивость Цветкова — хвалить Цветкова за умение писать стихи, все равно что хвалить Рихтера за умение играть на рояле — поэтическое мастерство Цветкова выше всяческих похвал, речь тут о целом наборе особенных свойств и качеств, благодаря которым стихотворение из просто хорошего становится замечательным.
Краткий отчет о вечере — не место для пространных рассуждений, поэтому ограничусь таким замечанием: Цветкова принято считать недобрым и жестковатым поэтом, не стремящимся никого обнадеживать. И действительно, «навеивать сон золотой» явно не входит в число его первоочередных задач как художника. А тут еще богоборчество, эволюционировавшее за последние годы в самый что ни на есть бескомпромиссный атеизм (Цветков вообще человек бескомпромиссный). Так вот что я хочу сказать (понимая, что рискую вызвать холодную афейскую улыбку на устах героя этих записок): такое неверие, по моему ощущению, ближе если не к настоящей вере, то, во всяком случае, к настоящей правде (сугубой, по слову поэта), чем номинальная вера многих и многих. Энергия, которая исходит от стихов Цветкова, и чище, и бодрее, и парадоксальным образом радостнее даже для таких, как я, продолжающих прекраснодушно надеяться на всякие добрые вещи вроде Божьей помощи и чудес, без которых нам всем полная труба.
В общем, хороший получился вечер — утешительный!
Дмитрий Веденяпин
Дача на Покровке, Пункт назначения
02.07.2018, 3828 просмотров.