Алёша Прокопьев больше известен любителям поэзии как переводчик европейских авторов: Георга Тракля, Георга Гейма, Райнера Марии Рильке, Фридриха Ницше, Пауля Целана, двух нобелевских лауреатов по литературе, Тумаса Транстрёмера и Герты Мюллер etc. Между тем, он давно уже состоялся как поэт и на прошедших
Поднимайся, звезда, что в чуланной пыли обитала.
Что земля мне, что круглое небо — всё мало и мало.
Детский страх перерос допустимые возрастом шутки.
Нам отпущены сутки на все между сном промежутки.
Между сном и любимой — туман, пелена снегопада.
Я прошу эти звёзды не падать, не надо, не надо.
Поднимайся, звезда, и в глазах растворяйся до блеска.
Оттого не забыть, сколько этих железок минуло,
Что железное утро нас весело перешагнуло.
И пошло куролесить по лестницам, скверам, площадкам.
Поднимайся звезда, проигравшая детским лошадкам.
Это стихотворение вошло в первый поэтический сборник тогда ещё Алексея (а не Алёши) Прокопьева «Ночной сторож», выпущенный в 1991 году издательством Carte blanche. Правда, оно не было прочитано 26 февраля в
Я стану прозрачным от мыслей, от их свеченья,
когда надо мной закачается виолончельный
мятущийся воздух густой; и, уже безучастный
к обиженным ближним, увижу: из листьев сочатся
туманные капли.
Мы все понемногу ослепли.
С момента рождения — в дымные падаем петли.
И всё же, за воздух держась, ни на что не надеясь,
на
отцветшие звуки и жёлтые запахи, помним
о прежних препонах. В пруду отражаются сонмом
всё те же обиды. Войду в эту темную воду,
и деревом выйду, и встану от леса поодаль…
Снег скрипит под ногами: март… март…
а за чёрной чертой, в амальгаме,
миллиарды бильярдных морд, —
тычась в лед, но с той стороны Луны,
где морям и пустыням мы верить должны
только на слово, —
всё твердят о
и сидит под сосной удмурт,
в сердце зарево унялось,
белка, милая,
волк, медведица, заяц, лось:
маслу — маслово…
Третья книга стихов Алексея Прокопьева «Снежная Троя» вышла в поэтической серии клуба «Проект ОГИ» в 2003 году. Поскольку в дальнейшем печатных изданий его стихов не было, автор предложил вниманию слушателей и более поздние произведения. Например, написанный за неделю цикл «Метафизика одежды». Первое стихотворение в нём такое:
* * *
Оттепель.
Трещат трещотки.
Ветер.
Всё слышней подземка.
Тётки — тёртые, как щётки.
Озадаченная немка.
Щётки в щель сгоняют воду,
щёлкают нравоученьем.
Псы идут по переходу,
увлечённые влеченьем.
То ль от нежности,
от водки —
тают (и повсюду лужи),
то ль, страшнее полукружий
воду черпающей лодки,
в девичьих глазищах — кроткий
ужас плещет.
Хлещут плётки.
Вкруг лодыжек жмут всё туже
сыромятные колготки.
И ритм, и поэтика этого цикла заметно отличаются от более ранних стихотворений Алёши Прокопьева. Другое стихотворение «Метафизики одежды» написано сапфической строфой под влиянием его друга Григория Дашевского:
* * *
Под сухим огнём перекрёстных взглядов
по фойе цветочного магазина
долго
с трубкой потухшей.
Зрелище печальное, что тут скажешь…
потому невеселы продавщицы,
словно бы одежды своей стыдятся
порномодели.
Им бы униформу к чертям собачьим,
голыми пройтись перед этим фруктом,
от стыда сгорел чтоб — одна загвоздка:
вдруг не заметит.
Алёша Прокопьев пробует разные ритмы, размеры, приёмы. К сожалению, в рамках этого краткого обзора нет возможности привести все примеры его творческого поиска.
И хотя стихописание со временем неизбежно отошло на второй план, для многих Прокопьев
Анна Уженцева
09.04.2018, 2691 просмотр.