Если перефразировать довольно избитую и ставшую ироничной фразу «бытие определяет сознание», то можно сказать, что бытие поэта определяется его речью. Михаил Айзенберг в одном из своих эссе отмечает: «новый язык — это способность увидеть новые вещи». Отсюда практически неизбежно, как в алгебре, вытекает такое построение: поэт существует в настолько новом и индивидуальном мире, насколько позволяет его речь, способность транслировать увиденное с таким усилием, что прочитанное встраивается в систему видения читающего не как приобретенное, как свое, некогда забытое, а ныне напомненное, но уже с четкой маркировкой: Воронеж — Мандельштама, кладбище возле Переделкина — Заболоцкого, старое Калужское шоссе — Цветаевой, быстро возводящиеся новые микрорайоны — Матвеевой, облачное небо недалеко от Снегирей — Веденяпина, Ока под Елатьмой — Кубрика.
Подобное замещение происходит и с объектами чужой памяти, которые поэт силой своей интонации, умением видеть чуть сильнее самого вспоминающего частично «присваивает» себе, ставит в углу маленькую отметку об осмыслении. Или, что даже вернее, — об освещении верной лампой под верным углом. Это сродни, если говорить языком приблизительных аналогий, устройству ученической постановки натюрморта — преподаватель берет разрозненные, зачастую логически не связываемые между собой предметы, располагает в том верном порядке, который подсказывает ему некое сугубо индивидуальное чувство стройности композиции, включает софит — и история собирается воедино, у вещей появляется вполне слышимый язык, который сначала переносится на бумагу/холст/картон, а позже довольно просто считывается смотрящим на этюд. И именно чувство композиции и чувство света учителя позволяет зрителю через ученическую работу увидеть самого преподавателя.
Эту мысль
Подобный опыт правильной композиционной сборки и постановки освещения для памяти происходил на сорок восьмых
Поэтика Алексея Кубрика очень вещна и несколько обращена в прошедшее, когда временная дистанция эстетизирует предметы, накрывает флером ностальгии даже такие малоаппетитные воспоминания, как повышенная жесткость курицы, сваренной на кухне коммунальной квартиры
(курицу надо готовить считанные минуты,
иначе, как мужичина, она сухая потом).
( «Одна красноухая черепаха…»)
И тут же рядом с курицами, сараями, стульями — по меткому выражению того же Айзенберга «книги витают рядом», — появляется Плотин, Кэндзабуро Оэ, Мандельштам, Священное Писание.
Мандельштам вообще являл свое присутствие на протяжении всего вечера не только потому, что 15 января был день рождения поэта, но и потому что Кубрик очень долгое время внимательно вчитывается и переживает наследие Осипа Эмильевича, и это не могло не сказаться на поэтике, на общем состоянии и настроении прочитанных вещей.
Структура всего выступления оказалась устроенной от настоящего к прошедшему, от языка города к языку деревни, от новых неопубликованных стихов к избранным местам из книги «Древесного цвета», которая композиционно организована по точно такому же принципу — принципу постепенного раскрытия угла зрения.
Кубрик очень тщательно и скрупулезно настраивает свет в своих деревенских стихах, и вот уже разрозненные деревянные постройки, рыбацкие снасти, ветошки, сельхозинвентарь собираются в ясно выраженную, любовно закомпонованную структуру, поддерживаемую прозаическими вкраплениями между стихами.
Ранее уже отмечалось, что манера чтения Кубрика более походит на интимный разговор с отдельной личностью, а не на публичное выступление. Как бы ни банально это прозвучало, на равноценный диалог со слушателем, а не на сценический монолог. Сила, вовлекающая внутрь стихотворений, настолько велика, что отсекает любых спутников в самом начальном этапе пути. Оставаясь же один на один с памятным «качественным старьем», невольно наблюдаешь процесс «вклеивания» вещей из стихов в собственные воспоминания — ламповый приемник действительно начинает мигать зеленым, хотя в приемнике твоего деда эта лампочка никогда не загоралась, у рыбака появляется привычка
Если такое произошло, то, значит, новый язык, данный автором привычным вещам и явлениям, является приличным в полном смысле этого слова.
Светлана Гусева
16.02.2018, 2713 просмотров.