Дмитрий Веденяпин в цикле «Стихи kultinfo». Публикация 9/2017
Открытие 14 литературного сезона (2017/2018)
Музей-квартира А.Н. Толстого
Письмо о пользе юмора в поэзии, писанное Леонидом Костюковым к Дмитрию Веденяпину после его выступления 9 сентября 2017 года с очередной подборкой летних стихов из Кясму
Дорогой Дима!
Хочу сказать еще несколько слов о вчерашнем вечере. Это был лучший вечер изо всех, на которых я бывал. Если уместно провести такую экспресс-анатомию разновидностей успеха, то бывает победа над аудиторией, подразумевающая некую борьбу, схватку артиста и зала (стадиона), где артист доминирует и выигрывает. Он, так сказать, поднимается над зрителями. Вчера же была замечательная атмосфера единения, сотрудничества, диалога, ты поднял зал до уровня своих стихов. Это бесценно (для остального есть мастеркард).
Второе. Не было ни одного не то что провала, а даже провисания, причем не размером в стихотворение, а даже в строку или две. Этот небывалый результат я могу объяснить только системно — выходом из павильона для стрельбы в цель (где естественно чередуются попадания и промахи) на лужайку для неторопливой искренней беседы. Ведь если, допустим, два-три человека говорят о чем-то искренне, свободно, заинтересованно и ненатужно, вряд ли один из них скажет другому: «А вот в реплике № 16 ты немного слажал». Отметим: не потому что никто не лажает, а потому что лажания, уточнения, возражения, компромиссы не просто входят в структуру диалога, а образуют ее.
Третье. По-моему, главное. Практически все твои лучшие стихи на сегодня вступают в смеховое пространство. Зал смеется и аплодирует. Для сравнения: Сережа Гандлевский пишет очень хорошо, но не смешно, и читает не смешно, и общается с залом не смешно. А если встретишь его на бульваре, общается смешно. Но, подобно Ахматовой, все эти под.ебки не пускает в стихи — или пускает крайне дозированно. Типа: оторжались? — тогда начинаем. А у тебя: начали — потом оторжались. Я уже тебе однажды намекал, что юмор — как и совы в «Твин Пиксе» — не то, чем кажется. Или: юмор в России больше, чем юмор. В России — понятно, для рифмы, на самом деле — везде. И здесь немного парадоксальный переход к твоему изначальному вопросу о понимании и ответах. Скажем так, наш мозг не в состоянии вылечить некоторые травмы и искривления мира, но он в состоянии перевести их в юмористические, и тогда они не то чтобы вылечиваются, а как-то лучше выглядят. Например, когда ты спросил о точных и нестареющих формулировках, я вспомнил ту, что Довлатов приписывает Светлову (но, вполне возможно, автор — сам Довлатов): «Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия». Понятна простодушная реакция: ладно, это для смеха, поржали, а теперь всерьез? А это и всерьез, оттого и смешно.
Понятно, я не веду к тому, что ты дорос до статуса «поэта-юморыста» (по самоопределению героя А. Н. Толстого Левы Задова). Твой юмор дотягивается до миропонимания, и не случайно, потому что миропонимание и есть в сильной степени юмор.
Обнимаю, твой Л.
Стихи kultinfo
18.09.2017, 3508 просмотров.