Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Встреча с Иваном Ахметьевым в клубе «Стихотворный бегемот»

«Кусочек речи» Ивана Ахметьева

10 июня в клубе «Стихотворный бегемот» выступил один из самых известных минималистов в русской поэзии — Иван Ахметьев. Хотя клуб находится за пределами Садового кольца, да и за границами Москвы — в дачной Малаховке, его хорошо знают в столице благодаря яркой и разнообразной программе. Тут собираются как признанные поэты, в том числе живущий по соседству Владимир Микушевич, так и начинающие авторы, критики, переводчики, приезжают гости из Петербурга, Тулы и других городов.

Творческий метод Ивана Ахметьева интересен тем, что проблематизирует само вещество поэзии. Где пролегает граница между речью обыденной и поэтической? Каким должен быть минимальный поэтический жест? «Самое подлинное высказывание — не то, которое ты сам выстраиваешь, но то, которое уже существует помимо тебя, — оно как бы висит в воздухе, — заметил как-то  по поводу Ахметьева Михаил Айзенберг. — Оно почти произнесено, но его невероятно трудно услышать». В самом деле, Ахметьев словно собирает эти фрагменты речи, то ли парящие в воздухе, то ли звучащие в голове, и заключает в рамки стихотворной миниатюры. Характерно, что диапазон этих «готовых вещей» может быть сколь угодно широким — от обрывков бытовой речи до политических или литературных аллюзий:

кусочек жизни
или
кусочек речи

в рамочке

Впрочем, под иронический пристрел вполне могут попасть модные направления в критике:

взыскую травмы и трансгрессии
от всякой прозы и поэзии

Иван Ахметьев родом из московского андеграунда. По его словам, он сам «придумал свой минимализм» ещё в начале 70-х. В то время поэт познакомился со стихами Всеволода Некрасова, тоже склонного к минималистской стратегии. В дальнейшем именно он напечатал свод стихотворений Некрасова, известный под кодовым названием «Геркулес».
Ведущий Николай Милешкин сразу придал вечеру игровой характер, приведя слова Кролика с сайта Александра Левина: «Иван Алексеевич Ахметьев знает и любит всех хороших поэтов… Он вообще читает все стихи, какие только можно найти. Беззаветно. Поэтому-то его и взяли составлять очень толстую книжку „Самиздат века“». Разумеется, игра была подхвачена, благо в клубе находились Герман Лукомников, Владимир Пряхин, Татьяна Нешумова, Александр Воловик и другие поэты.
Сам Ахметьев последовательно читал из трёх книг. По ходу чтений он вспоминал то Всеволода Некрасова, то Лукомникова — скажем, одно стихотворение родилось параллельно и у него, и у Германа:

отрезвился
отрезвился

Первый сборник Ахметьева «Миниатюры» вышел в 1990 году в Мюнхене. Но на вечере поэт начал со сборника «Стихи и только стихи» (1993), в который вошли тексты с 1968 до 1992 год. Книга была издана в библиотеке альманаха «Весы» при участии Андрея Белашкина; выразительную чёрно-белую обложку нарисовал легендарный Эрик Булатов. Второй сборник «Девять лет: 1992 -2001» (2001) составили тексты 90-х годов. Например, такие:

постмодернизм
у нас тут
наложился на маразм

А в книжку «ничего обойдётся» (2011) вошли избранные стихи разных лет, интервью и фрагменты статей. Сборник был издан в любопытной серии «vers libre /свободный стих» издательства «Самокат». Составитель серии Илья Бернштейн успел подготовить всего три книги — Авалиани, Лукомникова и Ахметьева. Издатели надеялись представить молодым читателям «новые имена, новые поэтические языки и новые приёмы», но, видимо, что-то  пошло не так.
В конце чтений Иван Ахметьев представил новые тексты и старые стихи, не вошедшие в книги. И тут началась самая бурная часть вечера: гости наперебой просили автора прочесть их любимое! Ахметьев охотно включился в игру, продолжая стихи, заданные слушателями. Оказалось, что почти все знают наизусть отдельные стихи поэта, в том числе самые лаконичные и нерифмованные.
Кроме того, Иван Ахметьев ответил на множество вопросов слушателей. В частности, рассказал, как собирал и издавал тексты некоторых главных авторов неподцензурной литературы. Именно он подготовил первые книги Яна Сатуновского, Павла Улитина, Леонида Виноградова, Михаила Соковнина и других «подземных классиков». В то же время вместе с соавторами Ахметьев составил антологии «Поэзия второй половины ХХ века», «Русские стихи 1950–2000» и онлайн-проект «Неофициальная поэзия». В 2013 году за  «многолетний труд по подготовке публикаций классиков русской неподцензурной литературы ХХ века» ему вручили премию Андрея Белого.

Ольга Логош

Стихотворный бегемот 

13.07.2017, 3998 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru