10 июня в клубе «Стихотворный бегемот» выступил один из самых известных минималистов в русской поэзии — Иван Ахметьев. Хотя клуб находится за пределами Садового кольца, да и за границами Москвы — в дачной Малаховке, его хорошо знают в столице благодаря яркой и разнообразной программе. Тут собираются как признанные поэты, в том числе живущий по соседству Владимир Микушевич, так и начинающие авторы, критики, переводчики, приезжают гости из Петербурга, Тулы и других городов.
Творческий метод Ивана Ахметьева интересен тем, что проблематизирует само вещество поэзии. Где пролегает граница между речью обыденной и поэтической? Каким должен быть минимальный поэтический жест? «Самое подлинное высказывание — не то, которое ты сам выстраиваешь, но то, которое уже существует помимо тебя, — оно как бы висит в воздухе, — заметил
кусочек жизни
или
кусочек речи
в рамочке
Впрочем, под иронический пристрел вполне могут попасть модные направления в критике:
взыскую травмы и трансгрессии
от всякой прозы и поэзии
Иван Ахметьев родом из московского андеграунда. По его словам, он сам «придумал свой минимализм» ещё в начале
Ведущий Николай Милешкин сразу придал вечеру игровой характер, приведя слова Кролика с сайта Александра Левина: «Иван Алексеевич Ахметьев знает и любит всех хороших поэтов… Он вообще читает все стихи, какие только можно найти. Беззаветно.
Сам Ахметьев последовательно читал из трёх книг. По ходу чтений он вспоминал то Всеволода Некрасова, то Лукомникова — скажем, одно стихотворение родилось параллельно и у него, и у Германа:
отрезвился
отрезвился
Первый сборник Ахметьева «Миниатюры» вышел в 1990 году в Мюнхене. Но на вечере поэт начал со сборника «Стихи и только стихи» (1993), в который вошли тексты с 1968 до 1992 год. Книга была издана в библиотеке альманаха «Весы» при участии Андрея Белашкина; выразительную
постмодернизм
у нас тут
наложился на маразм
А в книжку «ничего обойдётся» (2011) вошли избранные стихи разных лет, интервью и фрагменты статей. Сборник был издан в любопытной серии «vers libre /свободный стих» издательства «Самокат». Составитель серии Илья Бернштейн успел подготовить всего три книги — Авалиани, Лукомникова и Ахметьева. Издатели надеялись представить молодым читателям «новые имена, новые поэтические языки и новые приёмы», но, видимо,
В конце чтений Иван Ахметьев представил новые тексты и старые стихи, не вошедшие в книги. И тут началась самая бурная часть вечера: гости наперебой просили автора прочесть их любимое! Ахметьев охотно включился в игру, продолжая стихи, заданные слушателями. Оказалось, что почти все знают наизусть отдельные стихи поэта, в том числе самые лаконичные и нерифмованные.
Кроме того, Иван Ахметьев ответил на множество вопросов слушателей. В частности, рассказал, как собирал и издавал тексты некоторых главных авторов неподцензурной литературы. Именно он подготовил первые книги Яна Сатуновского, Павла Улитина, Леонида Виноградова, Михаила Соковнина и других «подземных классиков». В то же время вместе с соавторами Ахметьев составил антологии «Поэзия второй половины ХХ века», «Русские стихи 1950–2000» и
Ольга Логош
13.07.2017, 3998 просмотров.