9 ноября в «Улице О. Г.И» состоялась презентация проектом «Культурная инициатива» новой книги стихов Павла Жагуна «Carte blanche», изданной «Арго-Риском».
Весьма небезынтересное вступительное слово об авторе сказал сам издатель Дмитрий Кузьмин. Упомянув о том, что тексты Жагуна не герметичны ( «шифрованы»), а попросту непрозрачны — так поняли Дмитрия Владимировича мы! — Кузьмин заговорил о том, что происходящее в новейшей литературе развитие, при кажущейся атомарности, на деле представляет собой систему, которая просто еще не до конца угадана и не описана, поскольку отличается от систем контекстуальности, существовавших прежде. Нам закралась мысль, что и всякая новая система производит впечатление хаотичности, а потом становится в ряду прежних систем, столь же четко классифицированная, сколь и они. Однако это в сторону. Дмитрий Кузьмин продолжил, что, тем не менее, именно творчество Павла Жагуна представляется внесистемным, даже при том, что система пока лишь ощущается, угадывается.
И действительно, чтение Павла Жагуна показало его отдельность. Оно сопровождалосьмузыкой, манера зачтения была продуманно-гипнотическая, ровная и внушительная. Конечно, мы читаем стихи Жагуна и на бумаге, но от этого они не перестают быть лишь вербальным компонентом целостного действа, хеппининга, соединяющего имидж поэта, манеру, сами синтагмы, музыку и паузы. Метафоры, реминисценции, плетения звуков, отрезки метров, отдельные части фраз проплывали в эмбиентном пространстве, вызывая не интерпретацию или попытку интерпретации текста, а собственное медитативное продолжение в завороженном сознании слушателя. И я думаю, на это стихи Жагуна и рассчитаны, что объясняет и факт их радикальной неясности, и отличие его текстов от прочих современных текстов, только литературных и текстов voice poetry, поскольку и в последнем случае исполнение служит интерпретации, а не растворению текста в полуяви, в грезящем сознании. Некоторые слушатели (более слушательницы), надо сказать, замирали со смеженными веками – испытали ли транс, не знаем.
Впрочем, интерпретация целостности книги (не ее озвучивания) все же возможна. Книга построена по принципу пифагорейского квадрата и обратного «пифагорейского квадрата» (1+2+3+4=10 и 10=4+3+2+1), т. е. является замкнутым циклом. 221 стихотворение расположены так, что первое и последнее состоят из 1 слова, второе и предпоследнее из 2 и так далее; срединное, соответственно, из 111 слов. При нарастании текстового объема можно толковать композицию как постепенное восхождение к семантическому центру и спад. Однако чем больше объем, тем уже семантика; происходит не восхождение, а последовательное углубление и развертывание, материализация, которые сменяются обогащенным возвращением из глубин и дематериализацией. Эти материализация и дематериализация напоминают о «дыхании Парабрахмы» ведантического индуизма: мир мерами реализуется из выдоха и мерами дереализуется при вдохе. Первое слово-стихотворение в «Carte Blanche» – «дыхание».
Конечно, это не полное «истолкование» книги. Но мы пишем здесь не рецензию, а заметку о презентации.
Александр Мурашов
16.11.2010, 5569 просмотров.