Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Поэтический вечер учебника «Поэзия» (М.: ОГИ, 2016)

Праздник урожая

Как и многие другие важные вещи в жизни – воздух, например, или любовь, – поэзия не совсем то, чем она кажется.
(Поэзия. Учебник. Раздел 1 – «Что такое поэзия»)

Мы в самом начале:

Праздник урожая во Дворце труда.

(Б. Гребенщиков)

 

Да, я там был. В самом, как и сказано, начале. И вспоминаю теперь, по прошествии трех месяцев, в течение которых не было ни одного дня, чтобы кто-нибудь не заговорил бы об этой книге. Это были самые разные разговоры.

Обывательские: «Они и правда собираются этому учить? Но это же священный дар от Бога! Ах, не учить писать, а учить читать? Но настоящую поэзию, в которой всё понятно, всё по-русски и в рифму, не надо учить читать – её поймёт и младенец!»

Охранительно-литературоведческие: «Они дают такое определение?! – но это чушь, постструктуралистская зараза, то есть прямая диверсия, подрыв основ языка и государства! И это ещё получило гриф «Учебник»?!»

Совписовские: «Это только притворяется учебником, на самом деле это протаскивание в поэзию своей тусовки! Смотрите – там есть так называемые стихи, а по факту – мерзкие верлибры N и NN. И это – рядом со стихами Пушкина и Державина! А рядом с ними из современных могут стоять только классические ямбы, которые пишем, например, я и мои друзья X и XX!»

И при этом – удивительное дело – на любой из уже прошедших многочисленных презентаций в разных городах Средней России, в школах и гимназиях, на филфаках и в театральных залах, происходило одно и то же: выложенные на стол перед началом вечера внушительные стопы «Поэзии» (а это 886 страниц в твёрдой обложке по цене более 750 рублей) по окончании вечера были раскуплены. Этого мало – по словам издателя учебника, главного редактора издательства ОГИ Максима Амелина, первый тираж – 1500 экземпляров – к началу мая был полностью распродан, и пришлось делать допечатку, заодно внеся некоторые исправления.
Вечер в клубе «Дача на Покровке», посвященный по большей части чтению поэтами, вошедшими в состав антологической части учебника, своих стихов и стихов авторов прежних лет, стал вторым из пары вечеров-презентаций. Первый состоялся в библиотеке имени Достоевского на Чистых прудах за несколько дней до описываемого, и там были выступления членов авторского коллектива учебника с последующим их обсуждением участниками профессионального сообщества. С тех пор, кстати, так и повелось: каждая новая презентация учебника состоит из двух частей: условно-литературоведческой и условно-поэтической.

Сырость марта, начало растянувшегося, как всегда в московском стиле, на месяц Всемирного дня поэзии, в программу которого была включена презентация – и скрипящие половицы «Дачи». В этот раз они, кажется, устали скрипеть – уж слишком много гостей сошлось здесь. Помимо двадцати четырёх участвовавших в чтениях поэтов и трёх авторов-составителей, было огромное количество московских литераторов, литературоведов и лингвистов, журналистов и фотографов, педагогов и методистов. Светски щебетала творческая интеллигенция, мелькали маргиналы. Звенели стаканами у барной стойки, стояли в проходах, к середине вечера кое-кто, за недостатком кресел, пристроился прямо на полу. Растянутая почти на три часа презентация иных слушателей могла бы и усыпить – если бы не постоянное чередование выступавших, не жёсткие, порой парадоксальные, высказывания авторов-составителей и не общая атмосфера культурного действа, совершающегося отчасти в пику господствующей парадигме, вопреки утверждаемым официозным тенденциям и во славу свободного развития мысли и культуры.
Трое членов авторского коллектива открывали вечер: изящная и саркастичная, чем-то похожая на осу – ощущением ли опасности, звенящими ли модуляциями голоса – доктор филологии и поэт Наталия Азарова, автор идеи учебника; культуртрегер, поэт, публицист и издатель Дмитрий Кузьмин, в неизменной черной коже и высоких сапогах, ныне – нечастый в Москве латышский гость, автор хлёстких и точных формулировок, парадоксалист и фрондёр; спокойно-ироничный, вальяжный молодой сотрудник Института Русского языка, поэт и критик, составитель поэтической части Национального корпуса РЯ Кирилл Корчагин.
О чем говорили авторы-составители? (Да простит меня читатель, что я упорно продолжаю именовать их этим словесным конструктом, несколько напоминающим пресловутое «отцы-основатели», но надо же как-то отделить их от поэтов, чьи стихи вошли в антологическую часть учебника; при этом нельзя не отметить, что и стихи всех перечисленных, кроме Д.Кузьмина, в нём также присутствуют). О том, что издание учебника – завершение лишь первого этапа большой работы, первый шаг на большом пути; о необходимости создания спецкурса, для которого учебник был бы базой, в гуманитарных классах продвинутых школ и гимназий, а также на первых курсах гуманитарных ВУЗов; о катастрофической малочисленности квалифицированных педагогов-словесников, которые могут использовать учебник в своей работе; о том, что поэты должны идти в школу со своими книгами и учить школьников прислушиваться к поэтическим текстам; о том, что лучшим возражением оппонентов было бы создание ими своего авторского коллектива и подготовка собственного учебника, издание которого они только приветствовали бы; о том, что подобный учебник не может и не должен быть «единым» и «государственным». И, наконец – о том, что издание этого учебника в нынешних условиях – своего рода политическое высказывание, поскольку он весь построен на осознании ценности поиска нового и продуктивности различий.
Ну а затем выступали поэты. Каждому было предложено прочесть собственный поэтический текст, вошедший в тот или иной раздел учебника, текст – также из учебника – поэта, который уже ушёл из жизни, и сказать несколько слов на тему раздела, в который вошло стихотворение выступающего: доволен ли автор включением в этот раздел или предпочёл бы оказаться в другом, и в каком именно. Не все придерживались предложенной схемы, но отступление от неё вносило в течение вечера дополнительные живость и своеобразие. Так, поэт и активист левого движения Кирилл Медведев прочел стихотворение Александра Анашевича, которого по ряду причин составители не включили в антологическую часть – он как бы выразил таким образом свой эстетический протест против этого решения. Поэт Андрей Родионов отдал дань памяти недавно ушедшему из жизни поэту, музыканту и литорганизатору Мирославу Немирову, прочтя один из его текстов, также не вошедший в учебник. Поэт Дина Гатина прочла собственный, сравнительно новый, текст, который она предпочла бы видеть в учебнике вместо вошедшего туда. А поэт, палиндромист, культуртрегер, издатель и звезда международного парижского слэм-турнира Герман Лукомников в своём выступлении исправил ошибку составителей, приписавших в учебнике его авторству текст другого заметного автора палиндромов, покойного Михаила Медведева, прочтя это стихотворение уже с правильной атрибуцией. (Надо отметить, что в новом издании учебника ошибка исправлена).
В качестве хрониста позволю себе перечислить выступавших и стихотворения других авторов, прочитанные ими:

Пожелаем учебнику «Поэзия» долгой жизни и счастливой книжной судьбы.

 

Геннадий Каневский

Дача на Покровке 

24.06.2016, 5311 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru