Стихи как способ слияния культурных практик
В 2016 году в «Библионочи» впервые участвовал музей современного искусства «Гараж» – можно сказать, что культурная легитимация формата «Библионочи» этим фактом завершена. Более того – событие, состоявшееся в «Гараже», может дать начало большой дружбе между современными литераторами и теми, кто инкорпорирован в поле современного искусства в целом. Конечно, многие поэты не ограничиваются лишь поэтической сферой – но для широкой публики должной «манифестированности» этого, как кажется, не происходило. Поэтому на площадку «Гаража» «Культурная Инициатива» созвала не просто важных для литературы поэтов, но и людей, обладающих опытом и знанием в других сегментах культуры – Льва Рубинштейна, Михаила Айзенберга, Геннадия Каневского, Федора Сваровского, Дмитрия Веденяпина, Евгению Лавут и Виктора Коваля.
Пересекая под проливным дождем парк Горького, мы с молодым поэтом Иоанном Демидовым заранее иронизировали по поводу того, сколько юных хипстеров увидим на этом мероприятии. Тут ожидаемо будут завсегдатаи «Гаража» (и «Винзавода», и «Артплея»…), пришедшие на какой-то новый для себя формат, и это кажется непривычным слиянием разных культурных практик, прежде осуществлявшихся на разных пространствах. Люди, разбирающиеся в современном театре, перформансе, инсталляции и других формах искусства, редко при этом ходят на поэтические вечера и знают современную литературу. Бытование современной поэзии мало похоже на процессы, происходящие в современном искусстве в его «гаражном», «подвальном изводе»: кажется, что последнее намеренно стремится к маргинальной самоидентификации и репрезентации, оставаясь при этом слишком лощеным и стильным, а современный поэтический процесс маргинален по природе, и, даже пытаясь выйти из своей маргинальной сущности, он укореняется в ней еще больше.
Смена пространства поэтического вечера заставляет как постоянных слушателей, так и самих литераторов покинуть зону комфорта и более пристально посмотреть на вроде бы привычную среду. На традиционных для поэтического вечера площадках всегда «знакомые всё лица», в «Гараже» же приятно удивило и количество слушателей – большой зал был полон, и разнообразие культурных полей, угадывающихся за многими из пришедших. Организаторы со стороны «Гаража» выглядели ошеломленно-испуганными: наверное, с поэтами сотрудники музея раньше дела не имели. Эта обеспокоенность была не вполне понятной: водку по пластиковым стаканчикам никто не разливал, раньше времени стихи веселым хором не скандировали – чинные и интеллигентные поэты вели светские беседы и улыбались пришедшим друзьям… В общем, принимающей стороне можно было выдохнуть с самого начала.
Другое дело – «Культурная Инициатива». Данил Файзов выходит так, как будто сейчас он громогласно и весело представит любимых поэтов и, минуя среднюю часть – сами чтения, сразу пригласит к «неформальному общению», подмигнув как бы всем, но на самом деле только тебе. Цветков, напротив, берет меланхолично-лирическую интонацию, и зал моментально серьезнеет – как можно расслабленно улыбаться, если Юра говорит, что всегда плачет во время выступлений Льва Рубинштейна.
Абсолютно все, с кем довелось обсудить прошедший вечер, отмечали физически ощутимую связь, создавшуюся между читавшими поэтами и их слушателями – граница между произносящим и воспринимающим рассыпалась и возникало единое полотно взаимодействия сознаний, построенное на неподдельном интересе и искренности. Даже намека на автоматичность не было ни в жестах, ни в манере чтения поэтов, ни в звуке аплодисментов. Михаил Айзенберг попросил не хлопать в паузах между стихотворениями – но примерно после третьего текста
Серьезный настрой, создавшийся на вечере, помог не только слушать, но и услышать стихи – оставить за пределами сознания и дождь, и компанию, с которой пришел, и феноменологически погрузиться в осмысление текста, визуализировать образы, ощутить силу метафор и полифонию смысла. И, конечно, «вслушаться» в разность поэтик собравшихся авторов: каждый выходящий к микрофону ведет за собой вереницу только ему присущих особенностей – начиная от текстуальных, контекстуальных и заканчивая самопрезентативными.
Удивительно, как «Гаражу» удалось настолько грамотно устроить это мероприятие – дебют в организации поэтического вечера получился лучше, чем у многих корифеев этого дела. Михаил Айзенберг, по образованию архитектор, хвалил место и отметил, что лучшего пространства для чтения и за рубежом не встречал. Остается надеяться, что сотрудничество «Культурной Инициативы» и «Гаража» на этом не закончится, и еще больше новых людей сможет познакомиться с современной литературой и полюбить ее.
Виктория Гендлина
Библионочь, 2016, Московский экслибрис, Гараж
22.06.2016, 5300 просмотров.