Аквариум, дом без крыши
Представьте, что вы с сыном или дочерью купили серию переводных картинок и играете в них, наклеивая на камни или в альбом. Каждая новая все более вдохновляет вас и радует – такие они блестящие, так замечательно выполнены, и, помимо всего прочего, этот магический эффект переворачивания. Существует несколько магий обихода например, порог двери, прощание на перроне, зеркало и т.д. Эффект переворачивания, встроенный в достижение переводной картинки один из самых сильных, напоминающий отчасти загадочную карту колоды Таро с повешенным человеком, который вдруг обнаруживает, что в его жизни все координаты и приоритеты поменялись местами.
Вы все больше входите в эту влажную и беспечную магию цветных картинок, этой детской игры, и вдруг начинаете замечать, что на каждой развлекательной картиночке начертано мелкими буквами какое-то сообщение. Сначала вы особенно не вчитываетесь – главное ведь картинка, главное – переворот, но постепенно начинаете разбирать, что же там написано. А там написано то, что про вас не может знать никто на свете, включая имена ваших тайн, места, где вы были и про которые забыли и даже даты тех событий, которые были известны только вам и больше никому.
Тут вы начинаете понимать, что эта игра не совсем детская, а очень даже грозная, очень даже опасная, хоть изображения ненастоящие, выдуманные. Холодок пробегает у вас по спине, и вы ждете, что надписи кончатся. Однако они не кончаются – теперь они предсказывают ваше будущее, и вы, как завороженный, начинаете в него вчитываться.
Дети, участвующие с вами в этой игре, читать еще не умеют, да им и не интересно они веселятся с картинками, не подозревая о загадочном двуголосии, которое тем страшней, чем веселее картинка, чем откровеннее стеб. Вполне возможно, думаю, что нужно, различить и третий голос в этих стихах, но это уже в следующий раз.
Мне особенно близки были вещи, в которых присутствует стекло, то, например, стихотворение про таяние льдов, где есть зеленый берег и конец мира. Обилие «бестиарных» мотивов, проще говорящих зверей также напоминает о Ноевом ковчеге. Ненастоящие пули в этих стихах убивают понастоящему, фантастические сюжеты, выполненные в жанре страшного рассказа после отбоя в пионерском лагере, суммируясь сами с собой и образуя складку, неожиданно делаются похожими на рыбу на сковородке, которая по странному стечению обстоятельств вдруг на глазах берет и обрастает глубиной океана.
… открыл дверь
что-то серое без трусов
моментально оказалось среди нас
мертвец скакал и бил
мальчиков по маленьким задам большим
махровым
полотенцем
дети верещали
от ужаса как
как птицы утром
поют
для нового дня
И втекающая глубина –
ноябрь соединяется с маем
Аральское море – это наш дом там
идёт река Океан
сине-зеленые водоросли портят
пруды но
украшают дома
все разрушено
украшено
Или среда обитания – вода, вода…
…кит не сильнее слона
между ними невозможна война
данные звери – братья
вместе плывут под водой
кит молодой
и бодрый
слон веселый и молодой
плавник рассекает течение в глубине
хобот развевается над головой
за ними скользят русалки
братья людей и горилл
об этом
писал Аристотель
об этом
Платон в Академии говорил
Океан, стекло, лед может быть, это и не самое главное в сумме тех стихов, которые читал Федор, но для меня они сложились в яркий полуреальный, полувиртуальный аквариум, стоя перед которым, можно отстраненно созерцать сомнамбулическое движение ярких существ и форм, окутанных огненным холодком.
На выступлении Сваровского было много молодых людей и, по мере чтения, их количество возрастало. Вечер прошел прекрасно, и я благодарю устроителей, ведущих и прежде всего автора за то, что магический аквариум и сейчас со мной, и при желании я всегда могу задержаться и понаблюдать за дрейфующими в его прозрачной и темной одновременно глубине фигурами.
Андрей Тавров
22.04.2016, 5557 просмотров.