Фестиваль с доставкой на дом
Фестиваль актуальной поэзии «М-8» – первое литературное событие наступившего года в Вологде. Мне, домоседу, всякий фестиваль «с доставкой на дом» особенно приятен. А тут вообще подарок – все флаги в гости к нам, да ещё когда от новогодних застолий устать уже успели, но всё ещё не отдохнули всласть. Традиционно уже девять лет (!) на «М-8» в Вологду прибывает настоящий «литературный десант». В этот раз, кроме поэтов из Москвы и Санкт-Петербурга, присутствовали Андрей Пермяков из Петушков Владимирской области и минчанка Ирина Каренина. Ну и, конечно, присоединились к чтениям и бдениям вологжане, более того – презентация книги вологодского поэта Антона Черного – одно из центральных мероприятий фестиваля этого года. И хотя Антон уже несколько лет живёт в Питере, а книга издана московской «Воймегой», это ничуть не мешает нам считать его вологодским автором.
Программа была небольшой: «сборных» поэтических чтений всего два, по паре часов – в первый и во второй день фестиваля, традиционный опен-эйр у памятника Батюшкову, круглый стол, концерт Кирилла Медведева в клубе «Харди Гарди» и творческий вечер Льва Рубинштейна, ставший своеобразной кодой фестиваля. Я бы, наверно, отнесла это к минусам – всегда хочется услышать больше, если бы не удивительный эффект: небольшое количество мероприятий, их четкая организация и прозрачная структура – и о диво! – публики было так много, что площадки не вмещали всех желающих, читали – лучшее и новое, всего было в меру – не утомительно, четко, без ощущения какой-либо сумятицы и перебора! Хвала организаторам ещё и за то, что программа в этом году появилась не за пару дней до начала феста, а чуть более заблаговременно, чем обычно.
Подзаголовок и, соответственно, лейтмотив фестиваля этого года – «Вологодская ссылка». Отсюда выбор в качестве одной из площадок фестиваля одноименного музея (там прошёл круглый стол «Поэзия и насилие: прошлое и настоящее»), и персоналии, тексты которых читали на открытой площадке на Соборной горке. Александр Скидан, Лиза Неклесса и Владимир Захаров прочитали стихи Осипа Мандельштама, Михаил Квадратов – Николая Заболоцкого, Кирилл Медведев – Виктора Сержа, ваша покорная слуга – Наталии Горбаневской. Снежный опен-эйр давно стал визитной карточкой фестиваля, в этом году участником повезло с погодой – было тепло, а бывали времена, когда стихи у памятника Батюшкову читали и в минус 30!
Фото Екатерины Богдановой
В поэтических чтениях первого дня участвовали Ирина Каренина, Игорь Караулов, Владимир Захаров, Екатерина Богданова, Андрей Пермяков, Светлана Хромова, Вадим Банников, Елена Семенова, Евгений Лесин, Михаил Квадратов, вологжане Антон Тюкин и Аксана Халвицкая, вроде никого не забыла? Несмотря на разный уровень участников и манеру подачи текстов, объединяло читающих некое превалирование лирического высказывания. Что же касается чтений второго дня в библиотеке, то тут вектор сместился в сторону высказывания социального. Сильнейший состав выступающих: все тот же Владимир Захаров (академик, физик-теоретик – как не вспомнить о физиках и лириках!); Данила Давыдов (бессменный участник, наверно, всех девяти фестивалей, настоящий талисман М-8); Алексей Яковлев, Анастасия Романова, Андрей Полонский и Андрей Филимонов (его я слышала впервые, впечатление оставил яркое!) – выступали единым блоком. Мария Суворова, Александр Скидан, Кирилл Медведев, Лиза Неклесса продолжили чтения. Здесь было больше эксперимента, сильное публицистическое начало, особенно в текстах команды Яковлев-Полонский-Филимонов. Но и лирика тоже присутствовала, отдельно тут стоит упомянуть вологжанку Марию Суворову с новыми стихами и Анастасию Романову с совершенно необычной подачей текстов-мантр, которые были пропеты, а не прочитаны. В общем, от чтений второго дня моё личное впечатление не менее сильное, чем от стихов дня начального. Среди вологодских коллег, впрочем, в кулуарах высказывались мнения, что многое из прочитанного именно во второй день не совсем поэзия с формальной точки зрения. Это смещение вектора было замечено и внимательной публикой. Вот что пишет в своем фейсбуке Елена Титова, участник круглого стола, филолог: «Думаю о том, что нынешний поэтический фестиваль „М-8“ оказался очень интересным, плотным и культурным как по участникам, так и по представленным стихам, книгам, сообщениям! Единственное, что беспокоит: слово „стихотворение“ обретает слишком широкий смысл. В этот смысл втягиваются значения, связанные прежде с представлением о мета-жанре или же о литературном тексте, не имеющем очевидных признаков лирического, ритмизованного и рифмованного произведения. Возникло ощущение, что эссеистика, ироническая публицистика, интеллектуальные, ассоциативные и философские „пазлы“, при всей их побеждающей слушателя-читателя оригинальности, у ряда авторов вызваны то ли усталостью от лирики как таковой, то ли страхом показаться несовременными. Субъективность данного ощущения отрицать, разумеется, не буду».
Музыкальная составляющая фестиваля в этом году была необычной – Кирилл Медведев (группа «Аркадий Коц») в клубе «Харди Гарди» отыграл часовой акустический концерт. Не каждый день в Вологде выступает настоящий революционер с харизмой легендарного Че и мощнейшим вокалом! Это были, очевидно, песни протеста, вот только вологодские, как мне кажется, остались в некотором недоумении: против чего так яростно протестует Кирилл? Да, Вологда – место политической ссылки уже не одно столетие, но «заниматься политической борьбой“? Для Вологды привычнее рубцовское “ – Филя, что молчаливый? / – А о чем говорить?» Но к концу выступления и вологодские прониклись общей энергетикой зала: особо активные поклонники во время исполнения финальной песни «Стены» образовали на танцполе тесный круг соратников по борьбе, скандируя припев хором: «Давай разрушим эту тюрьму / Здесь этих стен стоять не должно /Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут / Обветшавшие давно!» А лично для меня главный хитом стала лирическая и нежная вещь, та, в которой «Я принесу тебе хлеба и розы».
Фото Регины Соболевой
Завершал фестиваль вечер московского поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна. Было, я бы сказала, очень не скучно. Логичным финалом и вечера, и фестиваля стал перформанс Рубинтшейна – исполнение некого текста на карточках, которые читалась всеми зрителями про себя. Карточки передавали по рядам, и наш ряд по стечению обстоятельств пропустили. В связи с этим, что было в этом тексте, я сказать не могу. Впрочем, даже и это – не скучно.
Ната Сучкова
«Ссылка» удалась
Я вот, например, люблю Москву. Хотя и недостаточно хорошо ее знаю (видимо, вследствие преимущественного пребывания в каких-то своих пространствах и мыслях во время шатания по, например, солнечному центру столицы). Беда Москвы в том, что в ней живут и люди, которые ее не любят.
Но я люблю и другие города. Вологда, где я впервые побывала проездом летом, оставила (в силу времени пребывания – всего час на рассвете и несколько следующим вечером) смазанное впечатление озаренных золотых куполов, тенистых улочек с кружевными особнячками и церквей-иголочек, вспарывающих небо, словно перину, в разных местах города.
Из сказанного, думаю, ясно, что и в этот раз я собиралась в Вологду с радостным предвкушением.
В поезде, по обыкновению, не спалось. Рассказав в ответ на надоедливые вопросы соседей о фестивале и грузе (книжки для презентации и вообще вологодским авторам), изучала названия остановок нашего поезда Москва-Воркута. Некоторые особенно запомнились (Сивая Маска; перед ней безнадежно меркнут даже Котлас и Ираэль).
Сам фестиваль начался на дождливой оттепельной платформе, где так же не спавшие Данил Файзов и Юля Мильчакова встречали гостей и рассовывали по машинам. Далее некоторый отрезок времени мы опустим.
Непосредственно фестивальная часть началась на Соборной площади и называлась Снежный Оупен эйр. Оупен эйр получился действительно снежным (возможно, так бывает не всегда), чуть дальше памятника Батюшкову, у которого широким кольцом встали поэты и слушатели, люди радостно скатывались с горки в реку и висел заманчивый плакат «Прокат ватрушек». Читали стихи ссыльных поэтов – много Мандельштама, Заболоцкого и др. Неочевидным выбором порадовал А. Пермяков (город Петушки), прочитавший текст Марии Шкапской. Тут же на площади начались и фестивальные возлияния, продолжающиеся вплоть до отхода поезда в обратную сторону.
Далее все переместились в милый деревянный особняк (кажется, голубого цвета), стоящий на улице сплошь из таких же милых старинных особняков. Там располагалось кафе «Актеры», где проходили второй и третий пункт нашей программы: чтения и презентация книги Антона Черного «Зеленое ведро», вышедшей в издательстве «Воймега». Кстати, хочется отметить, что все места чтений были подобраны очень удобно для участников (рядышком друг с другом), и чересчур много ходить никому не пришлось. В «Актерах» особенно порадовали стихи Андрея Пермякова и Михаила Квадратова.
А потом – танцы! Закончился первый день концертом Кирилла Медведева, в том числе легендарными «Стенами», под которые часть фестивальной публики, предводительствуемая Д. Файзовым, начала лихо отплясывать и подпевать, а часть новоприбывших участников при этом только входила в зал.
Второй день начался с круглого стола «Поэзия и насилие: прошлое и настоящее», проходившего в музее «Вологодская ссылка», на который автор этой заметки, увы, опоздал, залюбовавшись красотами располагающегося немного в другой стороне Горне-Успенского монастыря, однако, придя, успел разглядеть потолок, расписанный под ночное небо, и бережно сохраняемый муляж Сталина (напечатанный на листе усатый усмехнулся мне еще от дощатой калитки), и отметить весьма любопытный доклад Антона Черного, посвященный судьбе Эрнста Лиссауэра.
Позже были фестивальные чтения в Вологодской областной научной универсальной библиотеке, где порадовали (сверяюсь с программкой): Владимир Захаров (среди прочего прочитавший запоминающийся текст «барабаны, или ленинградское дело»; Данила Давыдов; Андрей Полонский, предваривший свое выступление словами: «Я прочитаю сегодня только стихи прошлого года, как и многие из моих товарищей, ибо этот год, как я думаю, был особенным», – и правда, многие участники показывали совсем свежие вещи: Андрей Филимонов со своеобразным «киевским циклом», Ната Сучкова и др. Со стихами 2014 года выступил и автор этих строк. Кирилл Медведев сказал, на мой взгляд, важные слова о выкристаллизовавшейся в обществе за прошедший год ненависти, причем ненависти с обеих сторон, ненависти, несущей с собой еще недоосознанный вызов интеллигенции, и поставил вопрос о том, как занимать активную жизненную позицию, не участвуя в пропаганде любой из сторон. В качестве финальной точки чтений (в этом году посвященных взаимодействию поэзии и политики) это высказывание видится довольно удачным.
Нельзя не отметить застолий и разговоров, коими заканчивался каждый из этих двух благословенных дней. Некоторые участники остались еще на день, но это уже не относится непосредственно к фестивалю, поэтому описывать его, наверное, не буду, хотя поверьте, было тоже очень хорошо.
В общем, кроме шуток, началом года это было идеальным, а «Вологодская ссылка», пускай и всего на два дня, собой не разочаровала. Снежная поэтическая Вологда. Спасибо всем присоединившимся!
Лиза Неклесса
«Каникулы с Луначарским» или «Савинковские декламации в Северных Афинах»
«Ходили мы в Вологде в баню, займем номер: Павел Елисеич Щеголев, Борис Викторович Савинков и я. И, как бывало, тру спину Павлу Елисеевичу, а он песни поет – голос у него в пару особенно, с наливом и так звонко, все соседи, бывало, всполошатся, и главный банщик их унимает; Борис Викторович молча, аккуратный, ни кипятком не обдаст, ни холодной не плеснет; а я все на скорую, без очков сослепу мне и шайки не найти…» Алексей Ремизов. «Иверень. Загогулины моей памяти».
У нас в Вологде душ был в конце коридора, туалет в другом конце коридора, далеки и равноудалены. Коридор длинный. Привокзальная гостиница «Спутник», 2 звезды, номер 308. Хуже неё в городе – только старая гостиница «Золотой якорь», 2 звезды, но уже не заселяют в неё. Говорили, что душа там в последнее время не было вовсе!
В Вологду приехали в пять утра, весь вечер и всю ночь в поезде спали – что ещё делать в плацкартном вагоне, когда у тебя верхнее боковое, а нижнее боковое уже занято спящим. В гостиничном номере после того, как душ принят затемно, спать не хочется, семь утра, скучно, что ещё делать – только выпивать. Так для нас с Игорем Карауловым начался 9-й фестиваль актуальной поэзии «М-8». На человеческое восприятие влияют разнообразные факторы, как то: воздействие алкоголя и многое другое. Фестиваль нам начал нравиться с первой минуты.
«М-8» каждый год выстраивает свою программу вокруг какой-то определенной темы. Нынешему дали название «Вологодская ссылка». Много кого ссылали в Вологду. Сначала народники – Николай Шелгунов, Петр Лавров, Герман Лопатин и другие. Затем социал-демократы – Анатолий Луначарский, Борис Савинков, Александр Богданов, Николай Бердяев, Алексей Ремизов и многие другие. Много прислали после поражения первой революции – Вячеслав Молотов, Вадим Подбельский, Иосиф Сталин, Мария Ульянова, сотни других.
Ближе к обеду вышли из гостиницы. Чтение стихов на морозе у памятника поэту Константину Батюшкову в этом году заменило традиционную церемонию открытия. Литераторы декламировали стихотворения ссыльных поэтов разных времен: Осипа Мандельштама, Марии Шкапской, Иосифа Бродского, Виктора Сержа, Николая Заболоцкого, Натальи Горбаневской.
Фото Екатерины Богдановой
После перешли в Дом актёра. Теперь участники фестиваля читали собственные стихи. Ирина Каренина (Минск), Игорь Караулов, Владимир Захаров, Екатерина Богданова, Светлана Хромова, Евгений Лесин, Вадим Банников, Елена Семёнова, Михаил Квадратов (Москва), Антон Тюкин, Аксана Халвицкая (Вологда), Андрей Пермяков (Владимирская область). Антон Чёрный (Вологда) презентовал новую книгу стихов «Зелёное ведро». Были замечены и другие поэты, например, Борис Панкин и Мария Маркова, но они не выступали.
Все мероприятия проходили недалеко от бывшей гостиницы «Золотой якорь». На нынешней площади Революции находилось три из семи гостиниц дореволюционной Вологды. Самой респектабельной в те времена был «Золотой якорь».
«В единственной „первоклассной“ гостинице в „Золотом Якоре“ Николай Александрович Бердяев, автор „Субъективизма“, наш знаменитый философ, в ту пору увлеченный „Женщиной с моря“ и „Геддой Габлер“ (статья его в „Мире Божьем“), переходил от марксизма к идеализму». Алексей Ремизов. «Иверень».
После Дома актёра отправились на музыкальный концерт поэта Кирилла Медведева (группа «Аркадий Коц»), в клуб «Харди Гарди». Концерт понравился (но я его не очень хорошо запомнил). Потом ещё был ночной клуб, который закончился довольно рано, поэтому рано легли спать.
Проснулся в пять утра; в номере предусмотрен водопроводный кран, это очень помогло, попил. Сходил в душ, в конец длинного коридора. Стало скучно, лёг спать опять.
Утром пошли с Игорем Карауловым завтракать в гостиничный буфет. Встретили многих знакомых там и случайно приняли участие в киносъёмке. Снимали документальный фильм «Поэзия – это одиночество». Кинорежиссёр Маша раззадоривала поэтов вопросами. Литераторам нравились не все из них. Чтобы оживить съёмку, Маша заставила нас ходить к стойке за небольшими бутылками зубровки, всего было четыре дубля. Игорь Караулов, Лесин, Лена Семёнова и Володя говорили хорошо и правильно, но не очень по замыслу режиссёра. Однако после четвёртой зубровки всё-таки признали, что поэзия – это, да, скорее всего, одиночество, если автору фильма так хочется. Я тоже поддакивал.
В этот день программа начиналась тематическим круглым столом в музее «Вологодская ссылка». Все направились туда. По дороге проходили прекрасный магазин «Вологодские сувениры». Купили сувенирные северные напитки на бруснике. Музей ссылки, по карте – совсем близко к бывшей гостинице «Золотой якорь», улица Марии Ульяновой, Золотушная набережная.
«Спотыкаясь о калоши, мы спустились в подземелье. Это был дом Киршина — „Колония“, населенная ссыльными [ (
На подходе к музею нас встретила режиссёр Маша. Нужно было доснять поэтов, читающих свои стихи. Съёмка прошла удачно, на фоне здания обкома. На круглый стол опоздали.
На круглом столе „Поэзия и насилие: прошлое и настоящее“ в музее „Вологодская ссылка“ выступили Данила Давыдов, Кирилл Медведев, Андрей Полонский, Лев Рубинштейн, Александр Скидан, другие. Все выступали хорошо, на подъёме. Особенно понравилось выступление Андрея Полонского.
В музее, в специальной стеклянной комнате за столом сидит молодой восковой Иосиф Сталин в тёплой одежде. Настроение у него хорошее. Известно, что прошедший ссылки всегда обустроит их надлежаще и для других.
«Возраст ссыльных от 17-ти до 40 и выше. Всех партий, какие только есть, и такие ни подо что, или еще „не выявившиеся“. Алексей Ремизов. „Иверень“.
В некоторые далёкие времена являться партийным было стыдно, а сейчас опять нет. Может, это и хорошо. Людям нужно быть вместе, придерживаться сообществ.
Далее собирались доснимать документальный фильм „Поэзия – это одиночество“ в рюмочной на улице Мира, что в бывшем Ярмарочном доме. Но киносъемка отменилась, Маша в это время снимала детей на ледяной горке, для перебивок в документальный фильм. Это и хорошо.
„В Вологде ходил хромой ссыльный ксендз, автор „Сон Царя“, и пиротехник Петрашкевич, первый хорист и запевало… Был одно время А. В. Амфитеатров, стоял в „Золотом Якоре“, но его никто не видел, только шубу, о шубе и говорилось“. Алексей Ремизов. „Иверень“.
На фестивальные чтения второго дня в Вологодской областной универсальной научной библиотеке не опоздали.
„Название „Вологодская ссылка“ имеет определённую историческую логику. Вологда являлась местом ссылки и литературной, и политической, и, вообще, всяческих неблагонадежных элементов, а литераторы не считались благонадежными, наверное, никогда, в силу особой вольности своих мозгов. Современность тоже вполне актуальна в этом аспекте, мы не знаем, что же будет с родиной и с нами, мы об этом, естественно, думаем, размышляем, пытаемся предугадывать“, – сказал организатор фестиваля, Данил Файзов, перед поэтическими чтениями.
Со своими стихами выступили Владимир Захаров, Лиза Неклесса, Данила Давыдов, Андрей Филимонов, Кирилл Медведев (Москва), Алексей Яковлев, Анастасия Романов а, Андрей Полонский, Александр Скидан (Санкт-Петербург), Мария Суворова, Ната Сучкова (Вологда). После этого здесь же, в библиотеке, прошёл большой творческий вечер Льва Рубинштейна.
Потом переместились в кафе „Встреча“ напротив библиотеки. Отпраздновали удачное завершение фестиваля. На улице пошёл снег, стало холодно – а ведь оба дня моросил дождь и снег таял, совсем не похоже на январскую Вологду.
„За неповторяемость и единственность красок „времен года“ – какая громчайшая весна и сорокаградусная лють зимой! – Вологда подлинно Афины – „Северные Афины“. А в начале этого века (невероятно, ведь так недавно, а как тысяча лет!) таким именем „Афины“ звалась ссыльная Вологда, и слава о ней гремела во всех уголках России, где хоть какая была и самая незаметная революционная организация, а где ее не было!“ Алексей Ремизов. „Иверень“.
В этот раз никто не остался в местной ссылке, не поехал в ссылку куда-то ещё. Но, всё-таки, видимо, по некоторым признакам, мы были под надлежащим присмотром, что делать, традиция. Старую гостиницу „Золотой якорь“ так и не удалось посмотреть (осмотра и не было в планах, и узнал-то я про неё уже после того, как вернулся из прекрасной Вологды).
Михаил Квадратов
27.01.2015, 5968 просмотров.