Жаль, что вас не было с ним
Презентация книги Александра Кабакова «Стакан без стенок», состоявшаяся 29 октября этого года в клубе «Дача на Покровке», стала событием не просто интересным, но и каким-то исключительно приятным. Мало после какого вечера все расходились с таким запасом энергии и бодрости (хотя сам Александр Абрамович был не то чтобы очень весел). Когда Александр Кабаков вместе со своим другом Евгением Поповым вдруг начинал вспоминать полуподпольные джазовые фестивали 60-70-х годов или выяснять, кто из них при каких обстоятельствах стал дружить с Василием Аксеновым, каждый в зале, понимал, что общается с необычайными людьми и присутствует на очень важно м событии, которое потом будет долго хранить в памяти.
Новая книга Александра Кабакова «Стакан без стенок» – это сборник, первую часть которого составляют повести и рассказы. Одна из декларируемых в нем идей заключается в том, что лучшая женщина в жизни мужчины – его кошка. С этим, конечно, не поспоришь. Как и с тем фактом, что изображенных в полуфантастических рассказах кошек можно причислить к самым обаятельным женским персонажам в современной российской литературе. Вторая часть книги – эссе, воспоминания, рассказы о городах и странах. Путевые записки – жанр, которым никого не удивишь, мы (пока еще) ездим по свету охотно и много. Но очерки Кабакова отличаются особой интонацией. Это заметки путешествующего джентльмена. Как и следует ожидать, джентльмен весьма консервативен по своим политическим и эстетическим взглядам – он так не примирился со стеклянной пирамидой во дворе Лувра, а пекинские небоскребы, созданные знаменитыми архитекторами, кажутся ему унылыми строениями, достойными рабочего поселка. Замечательны также интерес и знание дела, с которыми автор рассказывает о правильных, хороших вещах, достойных этого самого путешествующего джентльмена, например, о пальто с роговыми пуговицами на Риджент-стрит в Лондоне или о лавках в Риме, где продают лучшие в мире итальянские пиджаки: «
Книга Кабакова заставляет вспомнить еще одного джентльмена, Оскара Уайльда, который утверждал, что «только самые поверхностные люди не судят по внешнему виду». Вот как он описывает, например, свою первую встречу с поэтом Михаилом Генделевым на чердаке у художника Ильи Кабакова в начале 90-х годов: «Я нашел необычайно худого небольшого человека, одетого одновременно изысканно и местечково, как он одевался всю жизнь все более и более демонстративно. То есть это была изысканная местечковость, местечковая изысканность, костюмированный бал по мотивам „Блуждающих звезд“, гардероб к „Скрипачу на крыше“ – и при этом по последней текущей моде, с жилеточками, платочками, рубашечками без воротника и прочим барахлом в стиле grange, что означает „оборванец“. Оборванец был очарователен, старательно продуман в каждой тряпице, остроумен, порядочно пьян, но при этом неотрывно внимателен к собеседнику».
Вся книга полна таких драгоценных воспоминаний о днях былых. Джаз в Тбилиси. Семинары молодых писателей-сатириков в подмосковной Малеевке в начале 80-х. Книжные ярмарки в Китае, где Кабаков с Аксеновым пробовали «любимое блюдо председателя Мао». Впрочем, самое, на мой взгляд, сильное произведение в этом сборнике рассказывает о человеке, не сделавшем себе имени ни в музыке, ни в литературе. Речь об Абраме Кабакове, отце автора, которому посвящен рассказ «Офицер советской армии». Историю своего отца, кадрового военного, прошедшего войну, а затем создававшего баллистические ракеты на полигоне Капустин Яр, Александр Кабаков тоже рассказывает как историю абсолютного, безукоризненного джентльмена, не опускавшегося до того, чтобы торговаться с жизнью.
Сам Александр Абрамович, очевидно, продолжил семейную традицию. Он –первый джентльмен российской литературы. Он ее последний джентльмен.
Екатерина Шерга
Презентация, АСТ, Редакция Елены Шубиной, Дача на Покровке
12.12.2014, 5108 просмотров.