В рамках Всемирного дня поэзии по версии ЮНЕСКО
24 марта в клубе «Китайский летчик Джао Да» прошел первый вечер поэтов-лауреатов литературных премий за 2013 год. Премий, оказывается, очень много. От премий толстых журналов ( «Арион», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь») до Андрея Белого, от «Поэта» до «Московского счета», от Волошинской и «Дебюта» до переводческого «Мастера». Собрать вместе в один день всех лауреатов, даже только проживающих в Москве, малореально, поэтому «Культурная Инициатива» по традиции проводит это мероприятие в два дня. По какому принципу разбиваются на две части поэты – загадка, хотя главное, наверное, теплые отношения между предполагаемыми участниками. Видимо – кому с кем в одной программе читать приятнее. Возможно, именно поэтому в первом вечере выступали Николай Звягинцев и Иван Ахметьев, Фаина Гримберг и Геннадий Каневский, Дмитрий Данилов и Борис Дубин. Во втором же, который проходил на следующий день: Максим Амелин и Олеся Николаева, Ирина Ермакова и Алексей Алехин, Владимир Салимон и Глеб Шульпяков.
Лауреат Московского слэма-2013, проводившегося как раз в «Летчике», Тим Собакин более известен как детский поэт, что и на шумной слэмовской сцене не мешало, и в этот раз помогло сразу задать атмосферу непринужденности и уюта. Представляя Фаину Гримберг, лауреата одной из самых молодых премий – «Различие», один из ее основателей Лев Оборин поблагодарил Тима Собакина за то, что смог услышать со сцены одно из стихотворений, которые так любил в детстве.
Заданное настроение самым естественным образом поддерживали и выступавшие далее Екатерина Перченкова (лауреат студенческой Волошинской премии), Константин Кравцов (премия Antologia), Иван Ахметьев (Премия Андрея Белого), Борис Дубин (Мастер), Геннадий Каневский (Московский наблюдатель).
А Дима Данилов, лауреат «Октября», попробовал прочитать свое ставшее уже знаменитым стихотворение про то, как «Динамо» стало чемпионом. Но ему несколько не хватило дыхания, как собственно и футболистам-динамовцам уже много десятилетий. Такой вот концептуальный получился жест. Товарища поддержал ведущий вечера Данил Файзов, озвучивший окончание текста. Как говорили слушатели, читал хорошо, но у Данилова аутентичнее выходило, душевнее.
Примерно так, в любви, согласии и взаимной поддержке вечер и прошел, чему немало помогала обстановка «Дома Кукера» (так называется малый зал «Летчика»). Установка на общую взаимную симпатию участников вечера сработала в полной мере, а после окончания, во время «неформального общения», многие смогли поправить здоровье, пошатнувшееся в связи с празднованием за день до этого юбилея все той же «Культурной Инициативы».
Дмитрий Черкашин
Вечер лауреатов всех премий на «Даче» в моем представлении обещал быть шумным и многолюдным. Но то ли погода всех разморила, то ли народ устал от бесконечного номинирования, но слушателей было немногим больше лауреатов – десять на семь. На каждого по полтора болельщика. Где-то так. Что же касается шума… Если не считать, что Петухов сказал все, что он думает об Алёхине, то все прошло более или менее в рифму. И эта насмешливая камерность благополучно растворила в себе одиозный концепт сбора, и никто уже не думал о том, где и по какой статье прошли эти тексты в свой первый ряд. Мы слушали стихи, которые может быть вот так просто и не совместились бы в одном концерте – настолько они разноголосы, настолько не составят хора никогда в жизни. Разве что дуэт какой…Такой, как сказал Петухов, Агонез Полонского. Да они и не звучат,скорее, бьются как бильярдные шары на зеленом сукне читательского внимания. Алексей Алехин (премия журнала «Новый мир»), Максим Амелин (премия Солженицына, премия журнала «Знамя»), Ирина Ермакова (специальная премия Московский счет), Григорий Кружков (Волошинская премия), Олеся Николаева (премия журнала «Знамя»), Владимир Салимон (премия журнала «Арион»), Глеб Шульпяков (специальная премия Московский счет).
Обычно в такого рода «солянках» голоса в конце концов сливаются, а особенно чуть оглянешься – и не вспомнишь интонации. Тем более что литературный мейнстрим, как показывает этот отбор, все больше склоняется к традиционным формам. А с ними, понятно, еще труднее быть отличным. Но вот пишу эту заметку не сразу, а спустя время, и слышу всех явственно. Для меня это оказалась прекрасная возможность еще раз оценить сегодняшнюю поэтическую партитуру, раз уж пошла такая музыкальная метафора.
Провокационный алехинский верлибр, интеллектуальное амелинское письмо, неизменный победный слог Олеси Николаевой, круговая одиссея Ермаковой, шульпяковский нерастворимый нарратив, сладостные временные зависания Кружкова, презирающий доступные склоны рискованный слалом Гриши Петухова, проверенная горькая метрика Владимира Салимона:
Геройски пали кони и слоны.
Остались только короли и пешки,
что разбрелись во все концы страны,
покинув родовые гнезда в спешке.
Позицию на шахматной доске
я мысленно сумел себе представить,
стада, пасущиеся вдалеке,
дерзнувши пятистопным ямбом славить.
(из арионовской подборки В.Салимона)
И вдруг стало очевидным, что же, кроме согретой весенним светом гостиной, объединяет столь разных бенефициантов. Вот это ключевое слово – дерзнувши. Дерзнувши не измениться, а лишь набрать там, где укоренился – воздуху, веры, словаря, сомнений. С итогом можно соглашаться или нет – обойти нельзя, не слышать нельзя.
Анна Аркатова
Всемирный день поэзии, премиальные истории, Китайский летчик Джао Да, Дача на Покровке
24.08.2014, 5033 просмотра.