Наблюдение за наблюдателем
Ломография: фотокамера должна быть примитивно простой – объектив с центральным затвором, плёнка. Фактически камера-обскура, только портативная. Принцип – фотографировать всё вокруг себя: детали машин, трещины штукатурки, напоминаюшие фрагменты гойевских офортов, окурок, падающий лист, женскую ногу в чулке. В некий момент стёкла калейдоскопа, их хаотичные цвета и формы выстраиваются в дивную симметрию. Это работает Великий симметрирующий дух. В Москве он особенно силён: представляющийся случайному гостю средоточием хаоса, город полон внутренних ответов на задаваемые им самим вопросы, перевёрнутых отгадок под загадками.
«Но ведь был же какой-то знак» — эта харизматическая строчка Михаила Айзенберга обязана была стать эпиграфом к одному из текстов новой книги Андрея Черкасова, вышедшей в известной серии «Воздух“ издательства“Арго-Риск“ через два года после предыдущего сборника из серии“Поколение» того же издательства. И она действительно им стала.
Ещё – спиричуэл. В классическом – солист задаёт вопрос, а хор отвечает. Вопросы и ответы должны быть по возможности кратки. Есть? – спасение. Бог? – любит тебя. Или же:
сеть распространения
опрометчивости
группировка
перехода
временное указание
на постоянно происходящее
концерт
с исчезновением
нервное
допущение
рассказ о событиях
при искусственном свете
( «периоды»)
Черкасов – уроженец Челябинска (возможно, тут тоже кроется разгадка одного из его методов – слогового повторения-отклика: Чер-кА-сов – Че-лЯ-бинск), но, прожив семь лет в Москве, слился с ней так, что не отличишь от коренного. Примерно тот же процесс сейчас происходит с нижегородцем Кириллом Широковым, поэтом, композитором и мастером звукового перформанса. Коллаборация их закономерна. Размеренное, с паузой между условным вопросом и условным ответом, чтение Ч. – и звуковой фон Ш., создаваемый с помощью укулеле, подручных предметов и детских музыкальных игрушек. Возврат к подвальному-подпольному формату закономерен не меньше. «Книги на Даче» — магазин-наследник почившей в бозе «Билингвы», но в отличие от предшественника, работает только в дни литературных мероприятий в подвале клуба «Дача» на Покровском бульваре. Торжествующе-громыхающая поступь возрождаемой «культурыдля масс» должна заполнять площади, а камерное, минималистское, наследующее в равной мере обэриутам, дадаистам (что отметил во вступительном слове Данила Давыдов) и конкретистской ветви московской неподцензурной поэзии должно быть именно тут. Чтобы сохраниться.
Возвращаясь к вечеру. Достаточно размеренное и лиричное его течение обязано было прерваться, сменившись
Вечер, получивший на время, по окончании чтения, отчётливый колбасно-спиртовой привкус (спасибо «Культурной инициативе» за традиционное неформальное общение), быстро сменил вкус на бульварно-оттепельный благодаря начавшемуся именно в этот день в Москве потеплению. В связи с которым, мысленно вновь идя по Яузскому бульвару, нельзя не закончить вполне «московским» текстом Черкасова, открывающим его новую книгу:
проснувшись невовремя
встать и ответить перед собой
чем живут жучки
в своих крупяных домах?
для чего
ждут повтора
ночных
новостей?
кто и когда
первым
пересекает
детский таганский парк?
пока матроны московские
рассыпают растенья
по чёрной земле
повторяя друг другу
бегония колеус агератум
пока числа и знаки
ложатся легко
на билеты
государственных
лотерей
Геннадий Каневский
Арго-Риск, Презентация, "КнигИ на Даче", Андрей Черкасов
27.02.2014, 6068 просмотров.