Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Презентация книги Андрея Черкасова «Децентрализованное наблюдение» (М, Арго-Риск, 2014)

 

Наблюдение за наблюдателем

 

Ломография: фотокамера должна быть примитивно простой – объектив с центральным затвором, плёнка. Фактически камера-обскура, только портативная. Принцип – фотографировать всё вокруг себя: детали машин, трещины штукатурки, напоминаюшие фрагменты гойевских офортов, окурок, падающий лист, женскую ногу в чулке. В некий момент стёкла калейдоскопа, их хаотичные цвета и формы выстраиваются в дивную симметрию. Это работает Великий симметрирующий дух. В Москве он особенно силён: представляющийся случайному гостю средоточием хаоса, город полон внутренних ответов на задаваемые им самим вопросы, перевёрнутых отгадок под загадками.

«Но ведь был же какой-то знак» — эта харизматическая строчка Михаила Айзенберга обязана была стать эпиграфом к одному из текстов новой книги Андрея Черкасова, вышедшей в известной серии  «Воздух“ издательства“Арго-Риск“ через два года после предыдущего сборника из серии“Поколение» того же издательства. И она действительно им стала.

Ещё – спиричуэл. В классическом – солист задаёт вопрос, а хор отвечает. Вопросы и ответы должны быть по возможности кратки. Есть? – спасение. Бог? – любит тебя. Или же:

сеть распространения

опрометчивости

 

группировка

перехода

 

временное указание

на постоянно происходящее

 

концерт

с исчезновением

 

нервное

допущение

 

рассказ о событиях

при искусственном свете

(  «периоды»)

 

Черкасов – уроженец Челябинска  (возможно, тут тоже кроется разгадка одного из его методов – слогового повторения-отклика: Чер-кА-сов – Че-лЯ-бинск), но, прожив семь лет в Москве, слился с ней так, что не отличишь от коренного. Примерно тот же процесс сейчас происходит с нижегородцем Кириллом Широковым, поэтом, композитором и мастером звукового перформанса. Коллаборация их закономерна. Размеренное, с паузой между условным вопросом и условным ответом, чтение Ч. – и звуковой фон Ш., создаваемый с помощью укулеле, подручных предметов и детских музыкальных игрушек. Возврат к подвальному-подпольному формату закономерен не меньше.  «Книги на Даче» — магазин-наследник почившей в бозе  «Билингвы», но в отличие от предшественника, работает только в дни литературных мероприятий в подвале клуба  «Дача» на Покровском бульваре. Торжествующе-громыхающая поступь возрождаемой  «культурыдля масс» должна заполнять площади, а камерное, минималистское, наследующее в равной мере обэриутам, дадаистам  (что отметил во вступительном слове Данила Давыдов) и конкретистской ветви московской неподцензурной поэзии должно быть именно тут. Чтобы сохраниться.

Возвращаясь к вечеру. Достаточно размеренное и лиричное его течение обязано было прерваться, сменившись чем-то     иным: каким-то действом, кунштюком, переключающим внимание слушателей. Таковым стало чтение цитированного выше цикла  «периоды». Его двустишия были напечатаны автором на крошечных полосках бумаги и хаотически смешаны. Первая итерация состояла в чтении всех 42 двустиший в произвольном порядке, вторая – в произвольном же выстраивании из них нового текста, обретшего тем самым и новый смысл. И всё это, естественно – под звуко-шумовое шаманство Широкова. Мне кажется, что игровой элемент мог быть усилен, включи Андрей в первую часть этого перформанса некоторых зрителей – их можно было бы попросить читать отдельные строки.  (Об игровом элементе речь зашла не зря: ещё одной важной мыслью, прозвучавшей во вступительном слове Давыдова, была мысль о пронизывающей многие тексты Черкасова иронии – но иронии особой, структурной, зачастую лежащей не столько в первичном смысле сказанного, сколько в сочетании слов и звуков). Впрочем, такая форма действа - замысел автора, и его следует уважать.

Вечер, получивший на время, по окончании чтения, отчётливый колбасно-спиртовой привкус  (спасибо  «Культурной инициативе» за традиционное неформальное общение), быстро сменил вкус на бульварно-оттепельный благодаря начавшемуся именно в этот день в Москве потеплению. В связи с которым, мысленно вновь идя по Яузскому бульвару, нельзя не закончить вполне  «московским» текстом Черкасова, открывающим его новую книгу:

 

проснувшись невовремя

встать и ответить перед собой

 

чем живут жучки

в своих крупяных домах?

 

для чего

ждут повтора

ночных

новостей?

 

кто и когда

первым

пересекает

детский таганский парк?

 

пока матроны московские

рассыпают растенья

по чёрной земле

повторяя друг другу

бегония колеус агератум

 

пока числа и знаки

ложатся легко

на билеты

государственных

лотерей

 

 

 Геннадий Каневский

 

Арго-РискПрезентация"КнигИ на Даче"Андрей Черкасов 

27.02.2014, 6068 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru