Премия журнала «Октябрь», одна из последних литературных наград уходящего года, традиционно вручалась в московском театре «Эрмитаж». Место действия не оказалось простым совпадением: вечер, действительно, получился не только литературным. Во вступительном слове Ирина Барметова отметила синкретический характер литературы последних лет: стихи визуализируются и читаются со сцены под музыку, авторы работают на стыке разных литературных родов и жанров.
Тенденцию подтверждали имена лауреатов. Премии получили кинорежиссер Алексей Федорченко (соавтор Дениса Осокина по фильму «Овсянки) и театральный режиссер Леонид Хейфец. Для Федорченко цикл микроновелл о любви „Спички“ стал дебютом – и каким удачным! В мемуарах Хейфеца о „довоенном детстве и послевоенном голоде“, как отметила Ирина Барметова, сходятся история журнала и автора – между датами их рождения разница ровно в десять лет. А слова получившего награду Хейфеца „я испытываю ликование!“ могли бы повторить не только лауреаты, но и все участники вечера.
Тему театра продолжила поэтическая номинация. Награду получил театральный художник, поэт, ученик Евгения Рейна Лев Козовский за цикл стихотворений „Сухой мост“. Заглавное стихотворение он прочитал со сцены. Этот символический образ отсылает к грузинской легенде о мосте, под которым река поменяла русло — с тех пор его стали называть сухим.
Синкретичность проявлялась не только в скрещении разных видов искусства. Прозаик Дмитрий Данилов дебютировал в журнале как поэт, хотя граница между его прозаическим „Описанием города“ и стихотворным „Днепропетровском“ довольно зыбкая.
Андрей Битов получил награду за повесть „Что-то с любовью“. Она завершила его многолетний труд „Преподаватель симметрии“, начатый писателем ещё в 70-е годы. Как признался сам автор, премия стала для него полной неожиданностью: роман был написан давно, при необычных обстоятельствах (после операции на мозге), и в первый раз Андрей Георгиевич перечитал его уже в напечатанном виде.
На сцену вышли молодые лауреаты из отдела критики – Елена Пестерева (немножко похожая на Одри Хепберн) и Алексей Саломатин (немножко похожий на Владимира Маяковского). В статье Елены литература соединялась с театром: она исследовала возникновение нового синкретического жанра – стихов для театрализованного чтения („Стихи на сцене“). Алексей рассматривал литературу в связи с музыкой – тексты русской рок-поэзии („Мысль, вооруженная риффами“). По просьбе Ирины Барметовой Алексей пояснил, что такое риффы – это короткая повторяющаяся мелодия.
Ещё один лауреат Илья Смирнов стал известен как автор книг об истории русского рока. Но премию он получал за публицистические статьи с острыми названиями «Старческий маразм левизны» (критика левого движения) и «Арифметика от Пеннивайза», где через образ клоуна из романа Стивена Кинга раскрываются проблемы современного образования. К слову сказать, когда Илья Смирнов вышел к микрофону, то живая речь будто продолжала текст – такая же образная, ироничная, выразительная.
Наконец, почетного упоминания удостоились авторы специального сентябрьского номера «Октября», посвященного детской литературе, а также Наталья Корниенко за титанический труд по подготовке издания писем Андрея Платонова и Игорь Волгин за организацию международного симпозиума «Русская словесность в мировом культурном контексте».
Все лауреаты уходили со сцены с конвертами. Кроме денежной премии, в них лежала закладка для книги – немного печальный образ, который скоро уйдет в прошлое под напором высоких технологий. Но глядя на улыбающиеся лица в зале, на оживленные «кружки» во время неформальной-фуршетной части, хотелось воскликнуть: «Остановись, мгновенье!»
Дарья Кожанова
театр Эрмитаж, журнал "Октябрь", премиальные истории
29.12.2013, 4322 просмотра.