ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВИНГ
Оказалось, что в пределах поэтического ареала Москвы (да и далее) сложилось немало литературных пар. Поэтому хотелось бы присмотреться к этому факту как явлению. В качестве эксперимента мы предложили совершить временный сдвиг уже устоявшихся привычных комбинаций. Только на один вечер литературные пары по жребию обменялись партнёрами. Новая пара должна была выступить вместе, попробовав приспособиться друг к другу – креативно и психологически.
Начнём с того, что не все пригашенные согласились принять участие. Кто-то хотел, но не смог в этот день,
Что же произошло на самом деле? 13 мая собралось 7 литературных пар: Татьяна Зима – Кира Фрегер, Николай Байтов – Света Литвак, Андрей Полонский – Анастасия Романова, Максим Амелин – Анна Золотарева, Алексей Денисов – Елена Круглова, Андрей Воркунов – Алиса Орлова, Юлия Скородумова – Игорь Набоких.
Данила Давыдов представлял каждую реальную литературную пару, делая краткий критический обзор творчества партнёров. Затем они тянули жребий. Не обошлось без эмоций, возгласов удивления и сбоев.
По настоянию участников жеребьёвка была сделана без учёта полов. Поэтому в результате образовались три однополых пары: Света Литвак – Кира Фрегер, Татьяна Зима – Алиса Орлова, Андрей Полонский – Николай Байтов. Остальные такие: Максим Амелин – Елена Круглова, Андрей Воркунов – Анна Золотарёва, Анастасия Романова – Игорь Набоких, Юлия Скородумова – Алексей Денисов. (Интересно, что сначала Круглова и Золотарёва достались друг другу, а между тем, лет десять назад приехав в Москву, они выступали здесь известным дуэтом под именем «Бабыобе». Они взмолились – переиграть для них жеребьёвку. Тогда их поделили между собой оказавшиеся в паре мужчины – Воркунов и Амелин. Амелин взял Круглову, Воркунов – Золотарёву.)
После все вышли во двор и минут пятнадцать-двадцать новые дуэты договаривались о стратегии, стиле, содержании и т.п. своего совместного выступления. Потом вернулись в зал и открыли чтения: первыми вышли Амелин и Круглова…
Хотя «свинг» был заявлен метафорически, т.е. имелась в виду чисто поэтическая деятельность участников, всё же некий Эрос несомненно присутствовал – это выразилось в необыкновенно креативной – мы бы сказали – «вдохновенной» – обстановке, в свежих и неожиданных решениях. Все были захвачены происходящим, реально переживали и активно участвовали даже в организационной программе.
Первое же выступление было настолько ярким и артистичным, что у всех, включая организаторов, что называется, «челюсть отвисла». Анна Золотарёва призналась, что такие способности Максима явились для неё откровением. Вызывающе смелая, абсолютно естественно импровизированная картинка. Очень красивая и зрелищно, и интонационно. Никакой фальши и промахов. Мы бы сходу дали им высший балл. Но действие продолжалось…
Воркунов – Золотарёва не опустили планку. Совсем другая мелодика и настроение и снова завораживающе-проникновенная атмосфера, полемическое скрещивание поэтик, скрытое противостояние, что поднимало градус интриги и создавало напряжение, сопутствующее взаимодействию мужского и женского. Убедительно, изысканно.
Третье выступление было музыкальным. Анастасия Романова пела свои стихи в сопровождении гитары Игоря Набоких… Классика жанра. Сильный голос. Профессиональный аккомпанемент. Слаженность, талантливое исполнение.
Четвёртая пара резко сбила начинающую засахриваться эйфорию и внесла жизнеутверждающий диссонанс, воплощая в натуре эстетику конфликта и трагедию несоответствий. Татьяна Зима и Алиса Орлова не нашли общий язык, но вынуждены были выступать вместе. Их естественное отторжение и соответствующее поведение на сцене доставили истинное наслаждение зрителям. Натуральный слепок со слишком общеизвестной патологии семейной жизни. Татьяна в отчаянии слала со сцены воздушные поцелуи своей реальной партнёрше Кире, словно прося защиты.
Пятая пара (Денисов – Скородумова), на наш взгляд, предстала скорее дружеским, нежели «супружеским» союзом. Партнёрское, официально-профессиональное поведение на сцене. Неожиданно скромный Алексей Денисов и соответствующая ему по деликатности Юлия Скородумова. Такое приятельское перекидывание мяча. Объединяющим моментом стало великолепное исполнение Юлией песни на стихи Алексея, для чего ей пришлось прибегнуть к помощи своего мужа Игоря Набоких.
Шестая пара (Фрегер – Литвак) исполнила один известный перформанс Байтова-Литвак «Колодцы», где роль Байтова досталась Кире Фрегер. Кира сначала робела, но скоро вошла во вкус и заменяла Николая с видимым удовольствием. Затем новая пара исполнила завершающую часть перформанса «Кротовая нора», в которой Литвак омывала ноги Фрегер шампанским, пока та читала свои стихи.
Вышедшие им на смену (Байтов – Полонский) сделали по глотку того самого шампанского, бережно слитого из тазика обратно в бутылку, и завершили программу блистательным выступлением, совершенно оригинальным и неожиданным. Оно было красивым не только по замыслу, но и визуально. Каждый читал стихи другого по книжке, которую он клал на голову автора, сидящего к нему спиной. Голоса звучали торжественно, лица были суровы и серьёзны. Выражение лица автора, слушающего чтение своего стихотворения, словно вынимаемого прямо из его головы, заставляло затаивать дыхание.
Эта обстановка так сильно подействовала на присутствовавшую публику, что люди по своей инициативе организовали жюри, которое после вечера принялось оценивать выступления по ряду критериев. Состав жюри: Инга Кузнецова, Алексей Яковлев, Светлана Рузанова, Сергей Ташевский. Номинации были примерно такие:
– лучший свинг (куртуазная парочка): Анна Золотарева – Андрей Воркунов;
– глубина взаимопроникновения и взаимодействия: Николай Байтов – Андрей Полонский;
– красота жеста (приз зрительских симпатий): Света Литвак – Кира Фрегер;
– лучшая пара (к тому же продемонстрировавшая наибольшую любовь к миру и юмор): Юлия Скородумова – Алексей Денисов.
Я (Света Литвак) распределила бы места несколько иначе (по силе произведённого впечатления): Максим Амелин и Елена Круглова; Николай Байтов и Андрей Полонский; Татьяна Зима и Алиса Орлова; Андрей Воркунов и Анна Золотарёва.
Думаю, были и другие мнения. Кстати, свинг имеет ещё одно значение: это удар в боксе, разновидность хука.
Мы намерены продолжить эту тему с привлечением и других литературных пар.
Света Литвак, Николай Байтов
Клуб литературного перформанса, Зверевский центр, Литвак, Байтов, Недавно не у нас
08.09.2013, 5781 просмотр.