9 июня в ходе Московского международного открытого книжного фестиваля прошел вечер «Подборка-2012: летняя запись». Данил Файзов и Юрий Цветков представили свою устную антологию лучших стихотворений, написанных – либо замеченных «Культурной инициативой» – в минувшем году.
«Подборки» ведут отсчет с 2011 года и, соответственно, стихов 2010, а с 2012 вступительное слово, посвященное самой «Культурной инициативе» и ее роли в литературной жизни Москвы, произносит Александр Гаврилов (от себя пожелаем этой практике устояться). Свое убеждение в заслуженности права «Культурной инициативы» предлагать собственную картину поэтического года он обосновал, процитировав ставшую афоризмом фразу Станислава Львовского о том, что Цветков и Файзов за сезон слышат столько стихов, сколько большинству людей не услышать за всю жизнь.
Как повелось, перед началом читки Данил и Юрий поделились своим общим на двоих и общим по совокупности впечатлением от проведенного в поэзии года. По количеству сильных текстов и ярких событий они поставили его ниже 2011, а из тенденций отметили некоторое приглушение гражданско-политической тематики и повышение интереса к одновременно частному и бытийному, т.е. к темам смерти и семьи. Забегая вперед: по меньшей мере у двух поэтов темы эти сошлись в одной – в теме смерти родного человека.
Неожиданно серьезно отнесшись к фразе из отчета о предыдущей «Подборке» и оказав тем самым честь автору обоих отчетов, того и нынешнего, Данил и Юрий открыли вечер стихотворением Линор Горалик, написанным в ночь с 31 декабря 2011 на 1 января 2012 года и завершавшим аналогичное прошлогоднее мероприятие. Чему неплохо было бы стать традицией: устройство типа «венка сонетов» символически восстанавливало бы связь времен и отображало непрерывность поэтического процесса.
После своеобразной передачи эстафеты от года году стихи продолжали звучать в хронологической последовательности. Данил, Юрий, а также дочери Юрия Лиза и Оля прочитали стихи Владимира Гандельсмана, Александра Стесина, Алексея Денисова, Дмитрия Веденяпина, Олега Дозморова, Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова, Тимура Кибирова, Николая Звягинцева (накануне удостоенного премии «Московский счет» в главной номинации), Андрея Черкасова, Ксении Чарыевой, Станислава Львовского, Григория Петухова (отмеченного «Московским счетом» за дебютную книгу), Андрея Родионова, Всеволода Емелина, Наты Сучковой и Германа Лукомникова.
Поэт, на чьих стихах остановила свой выбор «Культурной Инициатива», должен был осушить рюмку водки, въяве (или «метафизически», если поэт отсутствует или не пьет спиртного), и прочитать то из собственного, что сочтет нужным. Эти выступления давали шанс оспорить взгляд «Культурной Инициативы». Так, по мысли Цветкова стихи Алексея Денисова фиксируют попытку человека прорваться к самому себе через измененное сознание. Денисов же не согласился с тем, что его стихи передают алкогольно-пограничное состояние психики. Впрочем, как мы знаем, творец в последнюю очередь способен атрибутировать свое творчество.
Комментарий отборщиков к стихам молодых поэтов, а именно, Ксении Чарыевой и Андрея Черкасова, замечателен тем, что вывел на поверхность смутные фрустрации многих, боящихся прослыть отсталыми традиционалистами. Как заметил Юрий Цветков, «если
Гражданская лира присутствовала не только «политическим памфлетом“ Всеволода Емелина, но и стихотворениями Алексея Цветкова и Тимура Кибирова, написанными по поводу одного и того же события, дела Pussy Riot. Гневную непримиримость первого уравновесил печально-ироничный тон второго.
Добрым знаком можно считать то обстоятельство, что последними на вечере прозвучали стихи Германа Лукомникова, не говорящие о трагизме жизни ни прямо, ни косвенно, а делающие
Закончим ими и нашу заметку.
Удивись, повстречавши Лукомникова,
Чей девиз: “Не топчи каблуком никого,
Да и так не топчи, босиком их,
Даже маленьких злых насекомых!»
Марианна Ионова
13.06.2013, 4286 просмотров.