1 апреля в Москве объявили короткий список российско-итальянской литературной премии «Белла», учрежденной в память о поэте Белле Ахмадулиной, «в знак ее особой творческой привязанности к Италии, в ознаменование гуманистического единства русской и итальянской культур, в целях поддержки и поощрения новой поэзии на русском и итальянском языках».
Церемония прошла в знаменитом доме Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, где сейчас располагается Представительство правительства Калужской области, что неслучайно — в числе учредителей премии выступили Министерство культуры Калужской области и Общество друзей Тарусы.
Премия будет ежегодно присуждаться молодым (до 35 лет) авторам поэтических произведений из России и Италии, а также авторам эссе о поэзии. По словам председателя жюри критика Натальи Ивановой, в мире больше интересуются не стихами русских поэтов, а их судьбой, обычно трагической. Задача премии как раз в том, чтобы привлечь внимание к поэзии, поэтому вручают ее не за совокупность заслуг, а за отдельно взятое поэтическое произведение.
Номинаторами премии являются литературные журналы, поэтические издательства, культурные институции.
Члены русского жюри, в состав которого вошли критик, президент фонда «Русская литературная инициатива» Наталья Иванова, художник, вдовец Беллы Ахмадулиной Борис Мессерер, критик, прозаик Андрей Арьев, а также поэты Максим Амелин и Михаил Айзенберг, отобрали из предложенных авторов следующих претендентов:
В номинации «Русское стихотворение»:
Александр Вергелис. «Нет, наверное, рай — это все-таки город, не сад…» ( «Звезда», 2012, № 3);
Алексей Порвин. «На полусумрак и фразу…» ( «Нева», 2012, № 1);
Ксения Чарыева. «Чур, не вода! — огонь, чуть проще воздух…» ( «Гвидеон», 2012, № 3)
В номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии и поэтах»:
Александр Жолковский. «Поэтика за чайным столом: „Сахарница“ Александра Кушнера» ( «Звезда», № 10, 2012);
Алексей Конаков. «Вид Отечества. Лубок» ( «День и ночь», № 5, 2012);
Мария Степанова. «Предположим, что…» ( «Знамя», № 11, 2012).
Другую половину жюри составили директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста и поэты Флавио Эрмини и Себастьяно Грассо, писательница Антония Арслан и доцент из университета города Павия Мария Пиа Пагани. С итальянской стороны не было выдвинуто ни одного эссе, поэтому, видимо, число участников в номинации «Стихотворение» увеличилось до пяти. В шорт-лист вошли поэты Карло Карабба, Матео Мунаретто, Оливер Шарпф, Андреа Маркези, Алессандро Ривали.
Окончательные заседания русского и итальянского жюри по определению лауреата в каждой номинации состоятся во второй половине мая в Вероне. Там же пройдет и торжественная церемония награждения. Для участия в церемонии приглашены все финалисты премии «Белла», которым организаторы оплатят проезд и проживание в Италии.
Лауреаты получат по три тысячи евро, почетный диплом и символ премии — отлитую в бронзе статуэтку работы Бориса Мессерера — модель памятника Ахмадулиной, который впоследствии планируется установить в Тарусе.
По словам Бориса Асафовича, образ, воплощенный в хрупкой фигурке, навеян ахмадулинскими строками:
«Я мучу доверчивый ум рыболова,
когда запалив восковую звезду,
взмываю в бревенчатой ступе балкона,
предавшись сверканью, как будто труду»,
написанными в доме Рихтера в десяти километрах от Тарусы, где они вместе часто и подолгу бывали. «Образ Беллы – свеча, и все мириады насекомых слетались на этот свет».
премиальные истории, премия БЕЛЛА
03.04.2013, 5260 просмотров.