КОГДА ЗАВИДОВАТЬ НЕ ГРЕХ
Первая книга Елены Ивановой-Верховской вышла в Болгарии три года тому, презентация же первой московской состоялась на «Улице ОГИ» (не могу себе позволить выражение В УЛИЦЕ, мы же не В УКРАИНЕ) 19 марта.
Слушателей пришло как раз на целое кафе, причем отдельный группы были друг с другом явно незнакомы – и парадоксальным образом это говорило в пользу автора, который интересен просто потому, что интересен, а значит и открыт любому взгляду и слуху, способному из случайного (порой и равнодушного) сделаться удивленным и чутким.
Название «Другая память» своей простотой, тем не менее, оставляет какую-то неутихающую вибрацию, провоцируя вопрос, например, другая, это не моя? Отрезанная? Особенная? И хотя манера чтения Елены, близкая к «поэтской», но без аффектирования и однотонности, чуть скрадывала энергетику ее же стиха, художественность явления кажется несомненной. Об этом говорили (не цитируя) критик Андрей Турков, прочитавшие на свой лад несколько вещей Елены поэты Юрий Ряшенцев и Анна Гедымин, затем и ваш покорный слуга – в совершенно ином темпоритме – оказалось, что строчки послушны и такому дыханию.
Лично я постарался подтвердить «разоблаченную мороку» открытого в тысячу первый раз: есть стихи написанные, а есть прожитые (поставьте ударение по вкусу). Художественность первых, простите, нулевая, у вторых есть шанс. Женская поэзии та, что не боится быть собой, и тогда не важно, горькая она или счастливая. Не боящаяся «ахматовского русла» при личностном опыте и поворотах не нужно специальных приращений смысла, всякая краска ложится в судьбу или аукается с ней:
«…Со дня убывания света,
Длиннее которого нет,
Взрываются сумерки лета,
Как хвост улетевших комет…»
Или:
«…Поднимались птицы со всех сторон,
Темной тучей лесных, догорающих крон,
Был освистан и смят торопливый восход,
Эти крылья, чтоб вычеркнуть весь горизонт,
Нарезая круги и светлея пером,
…Долго гукать в прибрежных кустах-камышах,
Там, где берег лишь взлет, там, где небо — лишь взмах».
Во всем этом есть непринужденная тяжесть, родственная смиренью, свобода привязанности к тому, что прошло, потеряв счет возвратам, потому что «…мир внутри…/
Он был всегда и он умнее жизни», и любящему «…никаких не хватит слов, / Молчания не хватит даже»
Самое же главное – у Елены Ивановой-Верховской само стиховое слово не только называющее, рисующее, но и СЛЫШАЩЕЕ. Собственно, это и есть дар, а поздно ли при этом вышла книжка (Елена давно уже не дебютант, много печаталась и творческие поездки с фестивалями ей не внове) и возьмет ли
А вообще хороший был вечер 19 марта, трепетный и бередящий. Не грех и позавидовать.
Александр Самарцев
Улица ОГИ, Презентация, Иванова-Верховская, Другая память, Вест-Консалтинг
01.04.2013, 5482 просмотра.