«Опыты художественного чтения» выходят на очередной круг – 13 февраля в «Улице ОГИ» вновь откроется правая (или левая?) створка триптиха – «Между Вивальди и Бахом». И перед этим для аппетита – рассказ о третьем опыте художественного чтения пьесы Леонида Костюкова, отыгранном в конце прошлого года.
Новая пьеса писателя и критика Леонида Костюкова– «Петр и Павел в ресторане ДТП» была представлена в клубе «Дача на Покровке». Это уже третий опыт литературно-театральной постановки по произведениям Леонида Костюкова, после двух предшествовавших – «Человек, или подвиг филолога» и «Между Вивальди и Бахом». И вот спектакль начинается: за столом сидит Петр (Евгений Сулес) и читает меню. Через некоторое время перед ним появляется Павел (Сергей Власов) и «интеллигентно» спрашивает: «Не помешаю?»
Действо разворачивается по всем правилам жанра. Два старых приятеля спустя долгие годы случайно встречаются в ресторане Дома творчества писателей. О чем могут говорить два поэта, пути которых
Разговорившись в ожидании заказа, бывшие друзья Петр и Павел, «апостолы» литературы, пускаются в рассуждения о самом сокровенном – творчестве собственном и друг друга. Зыбкая формула искусства настоящего искусства вновь сталкивает два противоположных друг другу мира — ремесленника и творца, грань между которыми всегда зыбка и неоднозначна. Показателем истинного искусства является способность создавать
Каждый из героев Леонида Костюкова имеет собственное, отличное от другого мнение о творчестве. Однако по ходу пьесы в душу как успешного Петра, так и «изгоя» Павла, закрадываются сомнения о верности выбранного пути, ведь диалог героев прерывается появлением то официантки Мальвины, то Молодости, Музы, Судьбы и Смерти (в спектакле их играет Ольга Петрова). Прием аллегории в данном контексте вполне уместен: перед лицом подобных гостий Петр и Павел вынуждены сбросить маски довольства и бахвальства, чтобы честно рассказать свою историю. В итоге оказывается, что не так уж счастлив бессемейный Петр с массой друзей-прихлебателей, а Павел не так уж талантлив, чтобы чувствовать себя незаслуженно обиженным. Оба героя знают законы истинного искусства, только один давно принес свой дар в жертву богатству, а другой не совладал со своим страхом перед провалом у публики.
По счастливому стечению обстоятельств новую пьесу Леонида Костюкова мне довелось увидеть дважды: сначала на квартире у одного известного поэта, а потом – в клубе. Пробный прогон спектакля, так называемый «для пап и мам», на мой взгляд, оказался ничем не хуже премьерного «дачного». И, к моему сожалению, на «Даче…» я не смогла удержаться от сравнения разворачивающегося перед моими глазами театрального действа с ранее виденным. Сама пьеса, ее тема и предмет были также интересны и актуальны, но заявленного опыта художественной читки, то есть первозданности, некоего сотворчества актеров с автором мне лично не хватило.
Проект-триптих Леонида Костюкова – своебразный литературно-театральный коктейль – притягателен для публики именно иллюзией непосредственной близости к творческому процессу, сопричастности к происходящему, и даже возможности прикоснуться к вдохновению.
Марианна Власова
Опыты художественного чтения, Костюков
13.02.2013, 4800 просмотров.