В последний теплый вечер сезона (воскресенье, 21 октября) в клубе «Дача на Покровке» была представлена недавно вышедшая в издательстве «Новое Литературное Обозрение» книга Андрея Левкина «Вена. Операционная система».
В части вечера, предшествующей неформальной, автор был краток: прочел с небольшими отступлениями избранные фрагменты книги, как бы демонстрируя в повествовании от первого лица частные случаи применения некой оболочки. Очень кстати открытое за спиной у чтеца окно под прикрытием неравномерно колеблемой белой занавески не только обеспечивало приток воздуха в помещение, но и усиливало впечатление от текста (как естественно преподнесенный самой городской средой символ операционной системы).
Подобная работа по использованию городов в качестве более или менее дружественного интерфейса для оперирования элементами человеческого сознания проделывается Левкиным не впервые на нашей памяти: читателям его известно, к примеру, что можно делать в Петербурге первого марта, знакомы они также с рядом недокументированных возможностей магазинов Киева и интерактивным потенциалом некоторых улиц Риги. Что касается Москвы, то интересно заметить: привлечение последней в личных литературных целях, как правило, оборачивается у Левкина, если придерживаться и здесь компьютерной терминологии, множественными зависаниями и отладками ( «Мозгва», «Слепое пятно на Чистых Прудах») — вероятно, вследствие накопления пользовательского опыта и сопутствующего усложнения субъективных задач.
Комментируя прочитанное, автор признался в любви к городам как таковым и далее сосредоточился на необходимости принципиального различения формата данной книги и схожих с нею, как может показаться, произведений в жанре травелога или путеводителя. Возможно, речь шла о том, что в первом случае мы держим в руках своеобразное руководство пользователя, намекающее на возможные образы действия и способы обработки информации, а во втором вопрос «что делать» сводится к более конкретным «куда пойти» и «что посмотреть», иначе говоря, в путеводителях операционной системой становится авторский стиль, объектом же, напротив, местность.
Ольга Зондберг
11.12.2012, 4682 просмотра.