Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Незабытые имена». Вечер к 75-летию Татьяны Бек

Наталья Стеркина

Свободная композиция

21 апреля Татьяне Бек исполнилось бы 75… В этом «бы» заключается всё: печаль, память, прошлое…

А 16 апреля Данил Файзов и Юрий Цветков собрали друзей, чтобы вспомнить поэта, критика, эссеиста, руководителя семинара Литинститута.

Если литературным мероприятиям давать определения, ориентируясь на жанр  что, можно же найти и мелодрамы, и комедии), то в Доме Ростовых, где «Культурная инициатива» провела вечер, определяющим была свободная композиция, что, как известно, является признаком эссе. Эссе о жизни и творчестве Татьяны Бек было написано уверенной рукой коллективного автора, что не мудрено — в зале собрались единомышленники, любившие её как человека и поэта.

Вечер открыл Юрий Цветков стихотворением Татьяны Бек, которое он часто, по его признанию, цитирует на вечерах её памяти, где есть такие строки: «Я проклята. Я одинока. / Я лампу гашу на столе» и прочитал фрагменты своего эссе о ней. Один из её учеников, Юрий поделился очень личными, яркими воспоминаниями.

«Замолчи. Уймись. Остановись!». Так писала Бек, но не сделала этого. Была горячей и порывистой, как говорили все, знавшие её.

Не раз прозвучало стихотворение «Я из этого шумного дома…» (даже как песня — в исполнении Андрея Крамаренко, который положил эти слова на музыку):

Я из этого шумного дома
Убегу по лыжне незнакомой,
По прозрачной апрельской лыжне.

Убегала к друзьям, среди которых были Владимир Войнович, Юрий Коваль, Юрий Казаков, Виталий Вульф, и в любимую работу в  «Вопросах литературы» и  «Независимой газете», и к любимым ученикам Евгению Лесину, Инге Кузнецовой, Юрию Цветкову и многим-многим другим… Убегала от ран, наносимых жизнью, от неразрешимых вопросов. Убегала, чтобы в прозрачной тишине среди любимых услышать те единственные слова, которые, сплетаясь, становятся стихами.

Леонид Бахнов, выступивший одним из последних, рассказал о детстве Татьяны Бек. О смешной и весёлой Таньке, собиравшей жёлуди: «Она всё прыгает, а они всё сыплются из голубых трусов, в которые заправлена детская спортивная майка. Такой я впервые увидел Таню Бек. Это был 1957 год, наши семьи только-только переехали в первый в Москве писательский кооператив на 2-й Аэропортовской улице. Мне девять лет, а ей — восемь». И это было хорошо и правильно — показать такую живую тёплую сценку из далёкого прошлого, вернуться от конца к началу.

Игорь Шайтанов говорил о совместной работе в  «Вопросах литературы», о том, как писал рецензию на её «Снегиря» (1980). «В ту пору часто противопоставляли поэта с судьбой и поэта с биографией. И поэт с биографией как бы и не считался поэтом. „Ну какая это поэзия, — говорили критики, — в пределах Садового кольца“. Бек и правда была из благополучного круга, из благополучной среды, но она взяла и взлетела не по правильно расчерченному пути. В ней всегда ощущалась внутренняя судьба».

Инга Кузнецова, тоже проработавшая с Бек в журнале несколько лет, внесла очень эмоциональную, личную ноту в свой рассказ (для неё Бек была и наставницей, и старшей любимой подругой).

Как о подруге и поэте говорила о Татьяне замечательный поэт Ирина Ермакова.

Ирина Василькова и Евгений Лесин просто прочитали стихи Татьяны Бек, в композиции эссе это были такие специальные абзацы — где важен выбор текста и интонация читающих.

Олег Клинг, филолог, наоборот больше рассказывал, то есть создавал в реальном времени биографический очерк, к месту цитируя автора: «В ней была магия, трагическая магия, но в то же время она была очень весёлым человеком».

Екатерина Орлова, по замечанию присутствовавшего на вечере поэта и культуртрегера Бориса Кутенкова, автор самого лучшего предисловия к книге Бек, сделав короткое вступление, прочитала несколько любимых стихотворений, в том числе известное «Что касается Кёльна, его разбомбили дотла…».

Галина Седых привела свой литовский семинар. «Вон они там, сидят, скучившись». И правда, стайка молодых поэтов внимала. Она вспомнила и об учениках Бек, которые бывали постоянно на вечерах, посвящённых Татьяне Александровне. «Если бы у нас в Литинституте был хороший архивист, он бы смог собрать книгу рецензий Татьяны Бек на стихи своих учеников, и это была бы удивительная книга!»

Эссе Тамары Жирмунской о Татьяне Бек представила дочь Жирмунской Саша Сиркес (для неё Татьяна тоже была старшей подругой).

На экране — фотографии, перелистываются страницы альбома, вспоминаются случаи из жизни.

Сергей Шаргунов, гостеприимный хозяин Дома Ростовых, вспоминал и первую публикация её стихов в журнале «Юность» в 1965 году (то самое, про «побег по апрельской лыжне»), и разговоры в редакции книжного приложения «Exlibris» к  «Независимой газете». Тогда Бек готовила свою книгу «До свиданья, алфавит», составленную в значительной степени из её эссе, опубликованных в рубрике газеты «Исподлобья». «Её статьи были удивительно поэтичны, — сказал Сергей, — они все были закручены вокруг слов, которые далее вели и эмоции, и мысль».

Все пришедшие в этот вечер в красивый уютный зал были настроены на волну искренности и тепла, а  «Культурная инициатива», как всегда, подготовила «культурную почву», подтвердив высокий уровень, хороший вкус и умную открытость.

Свободная композиция, да, но монтаж-то получился тонкий, выверенный, как в талантливо написанном стихотворении.

 

АСПИРДом РостовыхНезабытые именаТатьяна Бек 

30.04.2024, 800 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru