Серия вечеров, посвящённая литературным
Максим Хатов
14 ноября в московском кафе «Гоген» состоялась презентация второго номера журнала «Poetica». Ещё с появления анонса всё обещало, что это будет обыденный поэтический вечер — на это указывал и состав автор_ок с громкими именами «мэтров», и вполне укладывающееся в характеристику «богемное» место проведения. Но именно такая ощутимая на первый взгляд привычность (или даже избитость) формата сделала презентацию заметной на фоне других литературных мероприятий уходящего года.
Для начала — немного справочной информации. Первый номер «Поэтики» вышел в январе уже далёкого 2022 года, а был задумал главным редактором Владимиром Коркуновым ещё в середине
Параллельно при журнале была запланирована книжная серия, увидевшая свет даже раньше первого номерного выпуска. Так, 12 ноября 2021 года в печать отправился изданный «Поэтикой» сборник Арсения Ровинского «Сева не зомби».
Казалось бы (тогда об этом успел публично поиронизировать печально известный консерватор Константин Комаров), журнал ждала скучная, но профессионально успешная судьба — пополнить ряды «респектабельной» поэтической периодики, заняв место
Как и многие другие издания,
Возможно, история «Поэтики» на этом бы и закончилась, но летом 2023 года Владимиром Коркуновым была начата работа над переосмыслением журнала и его возрождением на новых, соответствующих обстоятельствам этических началах.
При формировании второго номера было принято решение сменить вектор развития проекта, отказавшись от статуса институции для «больших поэт_ок» в пользу сотрудничества с молодыми литераторами и литераторками. Частью этих изменений стало обновление редколлегии, в которую в конце работы над номером была приглашена поэтка и критикесса Лана Ленкова.
Выбор относящейся к поколению двадцатилетних авторки в качестве полноценной членкини редколлегии кажется особенно важным, потому что деиерархизирует структуру прежнего сообщества. Раньше в нём, как известно, на литературные «посты» чаще всего назначались представитель_ницы наиболее привилегированных групп — а если говорить прямо, то богатые взрослые мужчины и женщины, сгибающиеся под тяжестью своего символического капитала.
Результатом нового вектора работы стал вышедший в октябре этого года второй номер «Поэтики», содержание и позиционирование которого существенно отличалось от пилотного.
Но вернёмся к презентации. Приуроченная к выходу второго номера, она не ограничивалась его рамками. К участию были приглашены автор_ки обоих выпусков и новых проектов журнала — разделов «Лента» и «Лаборатория», запущенных на сайте «Поэтики».
Как и было сказано в начале заметки, мероприятие выглядело привычным для литературного процесса
И если для старожил_ок культурных мероприятий эта обыденность могла стать поводом для ностальгии, то для автора заметки, пришедшего в литературу в феврале 2022 года, — то есть тогда, когда литпроцесс, по сути, прекратил существование — она ощущалась как странный, почти трансгрессивный опыт.
Оно и понятно. Как ещё воспринимать заполненное селебрити помещение в эпоху, когда поэтические чтения всё чаще проводятся не в московских кафе, а почти что подпольно — в полуподвальных помещениях по предварительной записи?
Впрочем, автор вряд ли посчитал бы нужным писать об этом событии, если бы вся его ценность заключалась в реконструкции прежней беззаботной жизни российской интеллигенции. Как было отмечено ранее, возобновление работы журнала было связано с продолжительной рефлексией, итогом которой стало ценностная переориентация «Поэтики».
Презентацию можно рассматривать как её логическое продолжение. Несмотря на то, что на первый взгляд она воспринималась как образцовый артефакт из прошлого, в формате её проведения уже были заложены важные изменения.
Так, журнал на мероприятии не позиционировался как единоличный проект Коркунова и старшего поколения. Лана Ленкова, например, оказалась полноценной соведущей, что делает честь проекту на фоне последних событий, показавших, что обесценивание женского труда не является
Упомянутый выше Пуханов или ставший автором второго номера Андрей Гришаев не оттягивали на себя внимание зала. Скорее, их участие стало гармоничной частью программы, в которой равное количество времени на высказывание было отдано как возрастным авторам, так и их молодым коллегам и коллежанкам.
Эта гармония видна и в самом списке участников, разнообразие имён в котором говорит о попытке построить новую институцию на горизонтальных началах. На одной сцене выступили мало похожие друг на друга Максим Дрёмов, Ирина Крупина, Александр Марков, Виталий Пуханов, Владимир Аристов, Андрей Гришаев, Наталья Игнатьева, Анна Родионова, Виктя Вдовина, Арина Воронцова, Егор Моисеев, Степан Самарин, Ника Третьяк, Алиса Федосеева, Евгения Цориева, Давид Чанидзе, Кирилл Шубин, Ирина Котова, Марк Перельман и Дариа Солдо.
Когда с официальной частью было закончено, часть собравшихся осталось на спонтанное эгалитарное афтепати — атрибут, присущий скорее мероприятиям нового времени, чем старым институциям с их закрытыми «тусовками для своих».
Между тем, работа над журналом была продолжена. Уже вышел сборник Александра Уланова «не (бе)речь», ожидает печати книга Тамары Жуковой (в подсерии книжных дебютов «Initiation»). Запланирован и третий номер «Поэтики» — выйти он должен летом 2024 года.
Подводя итоги, хочется сказать, что автор заметки не разделяет ни оптимистичных взглядов на феномен «великой русской культуры», частью которой изначально задумывался журнал «Poetica», ни коллективной ностальгии по влиятельным литературным институциям нулевых и десятых. Альтернативу прежнему культурному пространству он видит не в построении нового единого литпроцесса, а в создании множества не зависящих друг от друга сообществ, основанных на низовой инициативе и существующих вопреки как политической диктатуре, так и местечковой литературной элите.
Именно поэтому ему кажется особенно ценным, что первый из возродившихся крупных журналов не только не попробовал вновь монополизировать проект русскоязычной актуальной поэзии, но и нашёл в себе силы адаптироваться под новую действительность и занять в ней место по правильную сторону баррикад. И в этом контексте прошедшая презентация раскрывается
31.12.2023, 1937 просмотров.