Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Пункт назначения. Алексей Цветков (Израиль)

повторяя в уме что теперь свободен…

Как известно, поэтических вечеров в нынешней Москве хоть отбавляй. Чуть ли не каждый день кто-нибудь  где-нибудь  что-нибудь  читает. И, как правило, не в пустом зале. Человек десять-двадцать, а то и все тридцать-сорок приходят. Либо просто из дружеских чувств, либо из цеховой (большинство слушателей, ясное дело, сами пишут) солидарности, либо, чтобы не обидеть, либо, особенно если автор уже не молод, из почтения и жалости. Нет, конечно, бывает, что и из любви к поэту и его стихам, но уже гораздо реже. В общем, в подавляющем большинстве случаев приходят, потому что надо прийти, а не потому что хочется.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что на вечер Алексея Цветкова пришли как раз потому что хотелось, потому что интересно.

Уж не знаю, «какой ценой купил он право, возможность или благодать о всем так мудро и лукаво» и т. д., но факт остается фактом: Алексей Цветков — один из самых известных, читаемых и почитаемых современных авторов. Народу собралось много. Очень много. Не все уместились в большом ресторанном зале клуба, целая толпа стояла в дверях. Причем это были люди всех возрастов, в том числе совсем юные.

Цветков из тех поэтов, которые не пытаются завоевать расположение публики, так сказать, внестиховыми способами: он не рассказывает историй или анекдотов между стихами, ничего не комментирует и не объясняет. Просто читает стихи, не наизусть (в чем была бы хоть какая-то толика театральности, а с экрана своего телефона). Правда, читает он внятно, так что слышно каждое слово.

В конце вечера выступающему задали несколько вопросов. Поэт отвечал на них кратко, явно без большой охоты и без всякой фанаберии. Особой радости от своего центрального положения он, похоже, не испытывал. В общем, главным и, в сущности, единственным подлинным содержанием вечера были именно стихи.

С моей точки зрения стихи Цветкова одинаково хорошо воспринимаются и тогда, когда они в виде молчаливых букв существуют на бумаге/экране и тогда, когда их читают вслух. Между прочим, такое не часто бывает и, безусловно, свидетельствует о качестве.

Естественно, на вечере все пришедшие получили счастливую возможность понять, что там «царапалось, боролось» непосредственно с авторского голоса.

Стихи Цветкова, как и сам Цветков — сгустки энергии. Причем такой энергии, которую нельзя игнорировать, она действует независимо от того, нравятся тебе или нет поэтика автора, его мироощущение и, наконец, мировоззрение, которое эти стихи транслируют.

К этим стихам можно относиться с большим или меньшим пиететом, с восторгом или без восторга, но невозможно, по-моему, не ощутить их силы и своеобразия.

был в хлам в стратосфере, но ближе к снижению ожил
в центральную рысью и груз на ура растаможил
врачуя похмелье в гостинице выпил с одним
и вышел на двор и пустая страна перед ним

он видит безлюдье на ржавой земле ни травинки
латунное небо с бесплатным набором планет
с ворот космодрома где створок снесло половинки
слепое табло извещает что вылетов нет

(пиктограммы)

Скажу чуть менее очевидную мысль и оттого, может быть, более путаную. Есть стихи (говорю о современных стихах), которые тебе вроде бы нравятся, то есть ты думаешь, что они тебе нравятся, но в глубине, на каком-то более важном уровне собственного сознания все-таки чувствуешь, что нет — на самом деле, нет. Со стихами Цветкова ровно наоборот: мне кажется, даже тем, кому они как будто не нравятся, они все-таки нравятся.

Мне показалось, что стихи, звучавшие на вечере в  «Даче на Покровке», победили и убедили и тех, кто взыскует большей простоты, и тех, кому, возможно, не хватает некой новой сложности. Победили ничем иным как наличием в них искусства. И тут короткое пояснение: говоря «искусство» я не имею в виду версификаторскую находчивость Цветкова — хвалить Цветкова за умение писать стихи, все равно что хвалить Рихтера за умение играть на рояле — поэтическое мастерство Цветкова выше всяческих похвал, речь тут о целом наборе особенных свойств и качеств, благодаря которым стихотворение из просто хорошего становится замечательным.

Краткий отчет о вечере — не место для пространных рассуждений, поэтому ограничусь таким замечанием: Цветкова принято считать недобрым и жестковатым поэтом, не стремящимся никого обнадеживать. И действительно, «навеивать сон золотой» явно не входит в число его первоочередных задач как художника. А тут еще богоборчество, эволюционировавшее за последние годы в самый что ни на есть бескомпромиссный атеизм (Цветков вообще человек бескомпромиссный). Так вот что я хочу сказать (понимая, что рискую вызвать холодную афейскую улыбку на устах героя этих записок): такое неверие, по моему ощущению, ближе если не к настоящей вере, то, во всяком случае, к настоящей правде (сугубой, по слову поэта), чем номинальная вера многих и многих. Энергия, которая исходит от стихов Цветкова, и чище, и бодрее, и парадоксальным образом радостнее даже для таких, как я, продолжающих прекраснодушно надеяться на всякие добрые вещи вроде Божьей помощи и чудес, без которых нам всем полная труба.

В общем, хороший получился вечер — утешительный!

Дмитрий Веденяпин

Дача на ПокровкеПункт назначения 

02.07.2018, 3774 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru