По обыкновению, зодиакальные чтения, ведомые Игорем Сидом и Екатериной Дайс, происходят уже в следующем знаке. Так что Рыбы, знак обширный и двойственный, заняли часть территории Овнов. И очень уютно на ней расположились.
Вечер получился менее структурный, чем предыдущие, но гораздо более органичный. Возникало чувство, что авторы и слушатели собрались просто потому, что им захотелось собраться: именно сегодня, именно в этом месте — и именно в это хрупкое, хрустальное время: небольшой морозец, темнота, Проект ОГИ. Никого не волновало, сколько кто стихов читает и долго ли, и когда буду выступать я, а когда тот-то или та-то. Структурные моменты, создающие напряжение (как благоприятное, так и неблагоприятное) были смыты, но для данного вечера они и не особенно нужны были. Вечер шёл волнами. Слушатели ловили рыб, а рыбы уходили и приходили, повинуясь только ведомым им импульсам. И в этой органичности было
Участвовали: Аркадий Штыпель, Александр Левин, Игорь Лёвшин, Всеволод Емелин, Валерий Нугатов, Полина Андрукович, Марк Шатуновский, Юрий Цветков. Пытались мистическим образом вызвать уехавшего в Сочи Андрея Таврова, но порвалась сеть, и царь-рыба ушла.
Первым выступал Аркадий Штыпель — показал образец поэта-рыбы. Как известно, астрологический возраст расцвета способностей для зодиакальной рыбы — за 50 и выше. Штыпель посылал в слушателей весёлые и прохладные весенние волны, чуть покачиваясь, как бы стоя на палубе. Не хватало его известной трубки, чтобы сравнить с гриновским персонажем. Берет, морской шарф, который, кажется, вился за ним, когда уходил.
Александр Левин прекрасно прочитал стихи (отчасти похожие на тексты его песен), но затем исчез, утащив с собою и Штыпеля. Или Штыпель утащил за собою в неведомую пучину Левина — кто их, рыб, знает.
Но вскоре после ухода Штыпеля и Левина появился Емелин. Подхватил волну старших рыб.
Полина Андрукович представила как новые стихи, так и стихи из книги, вышедшей в «Русском Гулливере» — «В море одна волна». И напоминала талисман Рыб — александрит, кольцо с которым, как оказалось, было на её пальчике. Стихи Полины переливались разными оттенками, переходили из регистра в регистр, из тональности в тональность — сохраняя свой драгоценный блеск.
Выступление Валерия Нугатова было кратким и, конечно, блестящим — поэт-рыба, как и полагается высокоинтеллектуальной рыбе, наделённой морем юмора, сумел в одном стихотворении отразить окружающий нас океан. Нугатов прочитал балладу о поэтах, которые исчезают, едва одарив слушателя своим присутствием. Вспомнилось самое начало вечера — двое исчезнувших поэтов.
Марк Шатуновский представил длинную, почти библейскую, притчу о египетских кирпичах. Кладка стихотворения вздрагивала на поворотах строф; автор волновался, отчего притча перешла в качество рассказа с продолжением, а потом — в настоящие психоделическое путешествие.
Хотелось бы особенно отметить выступление Всеволода Емелина. В рыбе, как в капле воды, отражается мир, в котором она живёт. Емелин сумел выразить эту идею отражения с предельной точностью и почти наивностью. «Я теперь не пишу стихов, только новости» — говорил рассказчик внутри стихотворения. Автор, кажется, смог бы присоединиться к мнению рассказчика. Но важно то, что сквозь эту полупечальную сводку плохой погоды (вспоминается «Радио плохих новостей» Нугатова) просматривалось (как в зеркале, через воду) изумлённое лицо Неведомого, возникал холодок грозной тяги.
Стихи Игоря Лёвшина и Юрия Цветкова встретили самый тёплый приём.
Рыба много размышляет о смерти. Без преувеличения можно сказать, что большинство прочитанных на вечере стихов было о смерти. О её предощущении, о готовности или не готовности к ней.
Сид перед началом вечера поведал мне страшную тайну десяти тысяч рыб. В течение вечера напоминал настоящего рыбака: клюёт, клюёт! Атмосфера (наверно, водная), созданная рыбами, была на удивление глубокой и благожелательной.
ЧНБ
Проект ОГИ, Зодиакальные чтения
01.04.2011, 5236 просмотров.